Вступление Турции в ШОС: блеф или реальность?

Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция всерьез рассматривает возможность стать членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в качестве альтернативного варианта вступления в Европейский союз (ЕС). Это не первое устрашающее заявление Турции, но Запад по-прежнему не очень верит Анкаре и даже пытается на эту тему иронизировать.

"ЕС хочет забыть о нас, но стесняется об этом сказать. Вместо того, чтобы морочить нам голову, нужно было бы открыто это признать. Вместо того, чтобы заниматься своими делами, мы тратим время на бесполезные переговоры с ЕС. Когда дела идут так плохо, я, как премьер-министр 75- миллионной страны, должен искать другие пути. Вот почему я недавно сказал г-ну Путину: "Возьмите нас в Шанхайскую пятерку, если вы согласитесь это сделать, мы попрощаемся с ЕС. Шанхайская пятерка лучше и гораздо сильнее, чем ЕС", сказал Эрдоган 24 января в интервью местной телекомпании, цитирует турецкая газета Sabah.

Первая мысль о цели таких высказываний — это то, что Турция пытается выразить таким образом разочарование зашедшими в тупик переговорами о вступлении страны в ЕС. И оно присутствует, поскольку выдвигаемые претензии и выслушиваемые опасения уже, что называется, навязли в зубах. Это непризнание суверенитета Республики Кипр, нарушение прав женщин и опасение в возможной неконтролируемой иммиграции турок в развитые страны Союза, под которыми просматривается исламофобия и ксенофобия.

Однако напрашивается и другой вывод. Премьер Турции ищет блок, где бы экономическая мощь его страны соответствовала ее геополитическим потребностям как мирового игрока. В отличие от слабой Европы, которая занята своими внутренними проблемами и где Турцию ждут лишь как крупного инвестора, ШОС (Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан) завоевывает влияние и на Западе рассматривается как антиамериканский блок в Азии. В организацию изъявили желание вступить Пакистан, Афганистан, Индия, имеющие на сегодняшний день статус наблюдателей.

Читайте также: Турция берется за кино, науку и образование

"У нас общие ценности со многими из этих стран", — сказал Эрдоган летом прошлого года президенту РФ Владимиру Путину. А в ноябре подал заявку на получение в ШОС статуса партнера по диалогу (ниже статуса наблюдателя). Мировые обозреватели также обсуждают, серьезен ли Эрдоган или блефует, пытаясь заставить Брюссель пересмотреть свои позиции.

И здесь стоит отметить, что премьер начал избирательную кампанию к парламентским выборам, которые состоятся через год. Поэтому он пристально следит за опросами общественного мнения, а они говорят о том, что число приверженцев вступления в ЕС среди турок снизилось с 70 процентов в 2004 году до одной трети в 2012, по данным статистической службы EDAM. Пятнадцать процентов опрошенных сказали, что Турция должна сделать выбор в сторону "конкурирующей организации". Экономические показатели также говорят о снижении зависимости Турции от ЕС. Доля стран ЕС в товарообороте Турции стабильно снижается на протяжении последнего десятилетия. В 2003 году она составляла более 55 процентов. Сегодня — около сорока.

Известный турецкий экономист, директор Института изучения Европы при Центре стратегических научных исследований Турции Джан Байдарол считает, что турецкий премьер-министр действительно захотел поставить крест на процессе вступления в ЕС: "Евросоюз в связи с кризисом теряет много крови. Турция год от года продолжает свой рост. В период, когда баланс сил смещается на восток, Турция стала одним из центральных государств. Эрдоган этим заявлением хотел привлечь внимание лидеров ЕС к происходящему".

Госдеп США попытался выразить свою иронию. "Вашингтон внимательно изучает заявление премьер-министра Турции о возможном вступлении его страны в Шанхайскую организацию сотрудничества", — заявила официальный представитель Госдепа Виктория Нуланд. "Это весьма интересная перспектива, учитывая, что Турция также является членом НАТО", — сказала Нуланд. Это вовсе не означает, что Вашингтон не допускает присоединения Турции к ШОС, просто полагает, что Эрдоган как раз блефует, поскольку членство в НАТО и в ШОС якобы несовместимы по причине идеологического противостояния.

Для стран ШОС важно то, что Эрдоган демонстрирует "личный интерес" Турции. Ему способствует стабильное экономическое развитие России, Казахстана и Китая. ШОС демонстрирует стремление к обеспечению энергетической безопасности на своем пространстве, развитию транспортной инфраструктуры и формированию соответствующих международных транспортных коридоров. Завершается работа по созданию Фонда развития (специального счета) и Банка развития ШОС. Влияние блока в Азии непрерывно растет. Таким образом, и с точки зрения экономики, и с точки зрения амбиций Турции, как мирового игрока — все очевидно.

Читайте также: США усиливают позиции в Туркмении и Киргизии

Но встает вопрос о военном аспекте сотрудничества Турции с Западом. Не зашел ли Эрдоган слишком далеко, ведь на фоне сирийского конфликта, Турция как никогда сильно зависит от помощи НАТО? Ракеты Patriot на границе Турции с Сирией уже установлены для защиты от гипотетических атак армии Башара аль-Асада. А что будет, если война перейдет на территорию Турции? На этот вопрос есть только один ответ. Премьер такую пропаганду в западных СМИ поддерживает, но четко знает, что конфликт невозможен. "Турция не намерена воевать с Сирией, что бы ни случилось", — заявил президент Турции Абдулла Гюль. Обратное тоже верно, об этом не раз говорил Асад. Подобные оценки высказывают и многие здравомыслящие военные эксперты.

Учитывая нынешний экономический и политический потенциал Анкары в регионе, потеря Турции было бы большой ошибкой для ЕС. В Евросоюзе это хорошо понимают, поэтому пришедший сигнал из Франции — главной противницы интеграции с Турцией, не удивил. Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус, как ожидается, сделает заявление по этому вопросу в ходе встречи с министром иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу в эти выходные (2-3 февраля) в Мюнхене, где оба министра будут присутствовать ежегодной конференции по безопасности, пишет Hürriyet Daily News.

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить