В Саудовской Аравии назревает политический конфликт

Арабский принц грубит "мировому императору"

В классическом дипломатическом словаре существует около 60 стилей, применимых в межгосударственном общении — от состояния войны до просьбы принять страну в состав иностранной державы. Недавнее заявление саудовского принца Бандара можно приравнять если и не к прямому дипломатическому оскорблению, то к чрезвычайно грубому выпаду в адрес США.

Член правящей королевской династии руководитель саудовской разведки принц Бандар бин Султан считается одним из ключевых лидеров Саудовской Аравии, близким к влиятельным республиканским кругам в США, где он довольно долгое время служил послом Саудовской Аравии. И даже получил прозвище "Бандар-Буш" в соответствие со своими политическими предпочтениями.

Тем более неожиданным в его устах было заявление, сделанное в ходе беседы с западными дипломатами. Принц Бандар сказал, что его страна коренным образом пересмотрит свои отношения с США. Причины — отказ Вашингтона учитывать интересы Саудовской Аравии на Ближнем Востоке. Белый дом, по словам Бандара, не может, видимо, под влиянием израильского лобби, добиться прогресса в урегулировании палестино-израильского конфликта, действуя в интересах израильтян, не поддерживает политику Эр-Рияда, подавившего восстание проиранских шиитов в Бахрейне, а также переориентируют свою политику на улучшение отношений с Ираном — главным соперником суннитской Саудовской Аравии в регионе. И, разумеется, Бандар выразил недовольство тем, что Вашингтон оказался от радикальных мер в отношении Сирии, в которой саудиты окормляют исламских мятежников.

Читайте также: Китай начнет войну, если не… развалится

Бесспорно, по дипломатическим меркам подобное заявление не первого лица государства беспрецедентно. Сам саудовский король Абдалла до сих пор никак не прокомментировал эти высказывания. А подобный тон в общении с "мировым императором" — США могли себе позволить лишь дипломаты КНР и то нечасто, как, к примеру, в случае с бомбежкой китайского посольства в Белграде.

Откуда подобная смелость не по чину у члена королевской семьи? Принц Бандар входит в клан Судейри, наиболее мощной группировки из династии Абдельазиза, основателя Саудовского королевства, и является наиболее вероятным кандидатом на престол. Клан Судейри связан с республиканской элитой США и американскими транснациональными корпорациями.

Противовес Бандару и другим лидерам клана — сын нынешнего короля Митаб, который рассматривается как крайне значимая фигура. Митаб командует Национальной гвардией, единственной достаточно боеспособной силовой структурой страны, которая подчиняется исключительно королю. Митаба поддерживает клан аль-Джилюви, правителей области Эль-Хаса, в которой расположены наиболее богатые месторождения нефти. Захватить власть в королевстве этому клану вряд ли удастся, а вот взять под контроль, вплоть до образования отдельного государства, важнейшие нефтяные месторождения — вполне реально. Разумеется, если будет мощная внешняя поддержка.

Так вот, с Митабом и представителями клана Джилюви, как свидетельствует промелькнувшая в прессе информация, в течение последних двух месяцев по меньшей мере четыре раза встречались представители Обамы. Расстановка сил ясна: в США демократическую администрацию во главе с Обамой нещадно треплют республиканцы, держа на коротком поводке по поводу потолка госдолга и якобы предательстве интересов США в Сирии. Сенатор Маккейн опубликовал очередную статью, в которой резко критикует политику Барака Обамы и в целом демократов: поводы для выпадов все те же — нерешительность, провалы во внешней политике, отказ от поддержки умеренных исламистов из числа сирийских мятежников. Заявление Бандара — из той же серии, дает дополнительный повод обвинить Обаму в утрате важнейшего союзника. К тому же Бандар, без сомнения, осведомлен о том, что Обама поддерживает его соперника в борьбе за престол.

Читайте также: Посол Ирана: У зла всегда больше денег

Между тем, королю Абдалле — девяносто лет, а наследный принц Салман смертельно болен, так что схватка за власть в условиях, когда два мощнейших клана уже полностью отмобилизованы, может принести неожиданные и драматичные результаты. Вызов Обаме со стороны второразрядной по мировым меркам политической фигуры обязывает президента США на быстрый и максимально эффективный ответ. И подготовка к такому ответу, судя по всему, уже началась: в западной прессе все чаще появляются публикации о диких нарушениях прав человека в аравийских песках, международные правозащитники готовят доклады о наиболее вопиющих фактах отступлений от западных моральных стандартов… К примеру, о том, что геям публично отрубают головы. Хотя в Саудовской Аравии это делали последние лет восемьдесят и это никого особо не волновало, пока не возникли проблемы в отношениях с США.

А какой интерес России во всех этих кланово-властных саудовско-американских коллизиях? Во-первых, ослабление режима в Эр-Рияде неизбежно ограничит финансовую и материальную подпитку ваххабистского подполья в России и, в частности, на Северном Кавказе. Уже немало.

Но гораздо важнее другое: сирийская инициатива Владимира Путина положила начало возрождению того, что называют мощным присутствием России на Ближнем Востоке. Такое присутствие традиционно, так же как и традиционно противодействие политики СССР и России со стороны исламского Эр-Рияда. И с ослаблением Саудовской Аравии у российской дипломатии появляется возможность занять стратегические политические позиции в этом регионе, реализуя не только внешнеполитические интересы, но и, по примеру КНР, осуществляя экономическую экспансию в арабские страны.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Юрий Скиданов
Юрий Скиданов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить