Владимир Путин посетил Израиль с визитом

Россия и Израиль: скажи мне, кто твой друг...

Владимир Путин сейчас находится в ближневосточном турне. И не успел он ступить на землю Израиля, как сразу же сделал громкое заявление. Мол, мир и спокойствие израильтян — в интересах России. А как же недавние лучшие друзья Иран и Сирия? И что же будет с Палестиной, которую Москва еще еще вчера активно поддерживала? Но бить в набат рановато.

"Мы вместе боролись с нацизмом, я подчеркиваю, именно вместе. У нас общие гуманитарные ценности, и это самая прочная основа взаимодействий", — сказал Владимир Путин на встрече с израильским президентом Шимоном Пересом.

Ценности-то, возможно, и общие, а вот взгляд на политику более чем разный. Во времена Холодной войны, когда противостояние интересов Советского Союза и США почти что довело до обморока половину планеты, современный Израиль был отнюдь не на стороне Страны Советов. Хотя СССР строил далеко идущие планы относительно молодого еврейского государства, поддержав план раздела Палестины. Что изменилось сегодня?

Читайте также: Израиль и палестинцев сплотили мигранты

Соединенные Штаты, которые за счет своих налогоплательщиков ежегодно оказывают помощь Израилю, искусственно пытаются раздуть влияние Тель-Авива на Ближнем Востоке. Но этот "спонсорский пакет", размер которого, по разным оценкам, колеблется от 2 до 2,5 миллиарда долларов, не только не помогает, но и вредит Израилю. Арабские страны, в центре которых, как бельмо на глазу, торчит сионистское государство, не знают, с кем еще подружиться, чтобы в регионе настал долгожданный мир.

А тем временем политики Израиля, развращенные деньгами и властью, все больше закапываются в яму скандалов. Каждые последующие выборы в Кнессет становятся все более нервными. Теперь израильская политическая элита катается в Москву с уверениями в дружбе, чтобы заполучить в ряды потенциального электората русскоязычных израильтян. Однако несмотря на то, что СССР подарил Израилю большую часть населения, уповать на русскоязычных израильтян Москве все же не стоит. Но использовать их интересы, которые далеки от интересов США, вполне можно.

Однако слиться в экстазе Тель-Авиву и Москве мешает не только Вашингтон. Отношения с палестинским движением ХАМАС, дружба с Сирией и Ираном ничуть не прибавляют оптимизма нынешним лидерам Израиля — президенту Шимону Пересу и премьер-министру Беньямину Нетаньяху. И такой влиятельный политик, как Владимир Путин, для них просто находка. Но вот будет ли российский лидер, помимо ободряющих слов об общих гуманитарных ценностях, говорить на одном языке с израильтянами? Ведь очевидно, что политики Израиля слишком приросли к Америке, в свое время заплатив лояльностью за развитие собственной экономики, и теперь просто боятся перемен, пусть в глубине души и хотят наладить с Россией хороший диалог.

Однако то, что президент сначала посетил Израиль, а уже потом нагрянет в Палестину и Иорданию — это тонкий намек на тонкие обстоятельства. Серьезные разговоры Владимир Путин, видимо, намерен вести с Махмудом Аббасом и его иорданским коллегой. Ни для кого не секрет, что Россия — Европа и Азия в одном лице, мост между Востоком и Западом, страна, сумевшая переплавить в одном котле разные культуры. Для Израиля же конфликт культур с арабским Востоком до сих пор остается большой головной болью. Возможно, поэтому Тель-Авив вот уже 60 лет упорно идет по западной дороге, которую услужливо прокладывают Соединенные Штаты. Причем, идет трудно и кроваво. И альтернативной дружбы Москве не предлагает. А арабы всегда доверяли мнению нашей страны в арабо-израильских конфликтах, поскольку знают, что ее вес в мире велик.

При этом и Вашингтон нет-нет, да и посматривает в сторону арабских стран. И интересны они ему из-за энергоресурсов, а вот Израиль — своим геополитическим положением. России же от Израиля, по большому счету, не нужно ничего, кроме того, чтобы тот умерил свои амбиции по установлению влияния в регионе. Зато с арабами Москву давно связывают нежные отношения: российские залежи нефти и газа ничуть не уступают ближневосточным, а еще россияне активно продвигают на Ближнем Востоке атомную энергетику — помогают строить и эксплуатировать АЭС.

Читайте также: Русский Израиль в борьбе за язык и квартиры

Итак, сейчас Шимон Перес и Беньямин Нетаньяху пытаются убедить Владимира Путина в том, что ядерная программа Ирана, который, как и Сирия, по израильскому законодательству входит в список вражеских государств, представляет угрозу не только Израилю, но и самой России. Но итог этих переговоров будет, как пять, десять и 20 лет назад: российский лидер послушает — и отправится восвояси. Ведь Москва не собирается вершить одновекторную политику, а по-прежнему останется стоять на Ближнем Востоке на двух ногах.

И вопрос, кто первым протянет руку дружбы, останется открытым до тех пор, пока Израиль не пересмотрит свои затянувшиеся отношения с США.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Дарья Дерябина
Дарья Дерябина - журналист, бывший корреспондент Правды.Ру, экономического приложения к ней Bigness.Ru *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *