Израиль стал заложником "арабской весны", что демонстрирует разгром израильского посольства в Египте.

Израиль - заложник "арабской весны"

Как известно, по традиции именно в пятницу в мусульманских странах и происходят подчас самые важные события, включая такие особенности последнего времени, как "дни гнева" и… нападения на иностранные посольства.

В ночь с 9 на 10 сентября в Каире многотысячная толпа захватила и разграбила израильское посольство. Среди прочего были похищены секретные документы. Персонал дипмиссии удалось вывезти в самый последний момент на вертолете.

А на следующий день тревожные вести снова пришли с египетско-израильской границы. Из Тель-Авива сообщали о том, что боевики обстреляли со стороны Синайского полуострова патруль, после чего ушли в глубь Египта.

Напомним, что антиизраильские страсти выплеснулись наружу в Египте еще 18 августа после того, как в стычке на границе погибли пятеро египетских пограничников и еще один полицейский был смертельно ранен.

По данным израильских СМИ, все шестеро египтян появились на легковой машине в том районе, где, по версии Тель-Авива, шел бой с палестинскими террористами. Все обстоятельства расстрела уничтожения египетской машины до сих пор неизвестны.

Во всяком случае египетское правительство потребовало от Израиля извиниться за гибель пограничников и полицейских, а израильский министр обороны Эхуд Барак на это выразил сожаление, предложив провести совместное расследование, и фактически косвенно признал вину своих подчиненных. Тем не менее, многие израильские эксперты пытались возложить вину на "палестинских террористов", которые якобы и подорвали египетскую машину, а потом добивали оставшихся в живых.

Читайте также: Воинственный прагматизм арабов и израильтян

Разумеется, как палестинской, так и израильской стороне крайне выгодно спихнуть это дело друг на друга. В случае, если Египет окончательно рассорится с Израилем, палестинцы могут рассчитывать на прекращение прежней блокады, организованной во времена Мубарака. Израильтянам же крайне выгодно представить палестинцев как бандитов, которые не гнушаются ради достижения своих целей убийствами своих же братьев-арабов.

Как бы там ни было, инцидент вызвал заметную напряженность в отношениях двух стран, кульминацией чего и стал разгром посольства Израиля в Египте. Заметим, что это нападение агрессивно настроенной толпы египтян вовсе не стало какой-то неожиданностью. С момента расстрела египтяне регулярно собирались возле здания израильской дипмиссии и вели себя достаточно враждебно. К примеру, через несколько дней после убийства местный "человек-паук" Ахмад аш-Шахад, рискуя жизнью, сорвал под крики толпы израильский флаг и сбросил его вниз.

Настоящей кульминацией взрыва антиизраильских страстей стали события ночи 10 сентября, в результате которых три человек погибли и более тысячи были ранены.

Произошедшее стало, пожалуй, главным событием с момента падения Мубарака и затмило даже процесс над свергнутым президентом. Оно вызвало серьезное внутреннее политическое потрясение, пошатнувшее устойчивость нынешнего кабинета министров Египта.

Его глава Эсам Шараф, вступивший в премьерскую должность 3 марта, после свержения Мубарака уже пытался распустить его и уйти в отставку. Однако это ему не позволили сделать офицеры и генералы из Высшего военного совета.

Подобное решение Шарафа во многом было вызвано тем, что за прошедшие полгода египтяне разочаровались в новом правительстве, которое до сих пор не смогло начать проведение серьезных реформ и даже поставить точку в деле клана Мубарака.

 

С каждой пятницей многотысячные толпыдемонстрантов на каирскойплощади Тахрир становились все больше, и было ясно, что рано или поздно взрыв неминуем. Пойти по пути Мубарака и силой разогнать толпу недовольных египетские военные не могли, памятуя о том, чем закончил свое правление бывший президент. И никакие кары, которыми они грозили демонстрантам, не могли успокоить кипящие страсти.

В том, что нынешние власти оказались не способны решить проблемы страны, ничего удивительного нет. Можно долго говорить на тему того, что все доходные отрасли оказались в руках узкой группы лиц. Но даже если представить, что вдруг завтра эти доходы решат поделить поровну, все равно это не решит проблему. В стране, в которой до сих пор не удается справиться с демографическим взрывом, и при наличии небольших ресурсов изменить ситуацию просто невозможно.

Во-первых, совершенно ясно, что по дипломатическим отношениям Египта и Израиля нанесен сокрушительный удар. Можно предположить, что через некоторое время израильский посол в Каир все же вернется. Однако ясно, что времена "оттепели Мубарака" ушли в прошлое.

Во-вторых, вполне определенно, что основная политическая партия Египта — антиизраильская. И тот, кто будет активнее выпячивать намерение бороться против "Сионистского врага", получит симпатии египетской толпы.

И не важно, кто облачится в эту антиизраильскую тогу — "Братья-мусульмане" или кто-то другой. Важна сама атмосфера противостояния, говорящая, что времена Кэмп-Дэвидского соглашения прошли.

Читайте также: ИноСМИ "отдают" Египет "Братьям-мусульманам"

Египетская эволюция видна невооруженным глазом: после отхода от идей арабского национализма, а потом и соглашательства с Западом к власти уверенно идут радикалы.

Приход радикалов к власти с помощью саудийских денег является лишь делом времени. Разумеется, это серьезно осложнит ситуацию на всем Ближнем Востоке, поскольку даже на саудийские и катарские деньги исламисты все равно не смогут облагодетельствовать все население, которое уже в ближайшей перспективе достигнет 90 миллионов человек. А это еще больше усугубит положение.

Для Израиля в перспективе это может означать возвращение к временам тотального противостояния с арабскими соседями. Казалось бы, все логично: многомиллионная египетская масса желает столкновения с израильтянами, и она ее получит, ведь война является верным средством канализировать общественное недовольство в нужное русло и избавиться от беспокойного элемента.

Что касается Запада, то его возможности решающим образом повлиять на ситуацию после отстранения Мубарака крайне ограничены. Во многом потому, что Израиль за свою историю с 1948 года позволил превратить себя в орудие экспансии западных держав на Ближнем Востоке. И сейчас Тель-Авиву приходится пожинать плоды своей агрессивной политики.

Достаточно пообщаться с арабами из разных стран, чтобы ощутить эту степень антиизраильской нетерпимости, которая объединяет не только бородатых фундаменталистов, но и торговцев, военных, даже интеллигенцию. Возьмем, к примеру, упоминаемого выше египетского "человека-паука" Ахмада аш-Шахата, который после надругательства над израильским флагом стал арабским национальным героем и после своего подвига получает ежедневно тысячи благодарственных писем и сотни предложений руки и сердца.

Что касается последних событий в Египте, то создается впечатление, что кто-то очень грамотно направил события в нужное русло — на внешнего врага. Но кто это сделал? Сами египетские власти аккуратно кивают на происки катарцев, саудитов и местных радикалов.

 

Разумеется, египетские власти пытаются переложить ответственность за случившееся на некие внешние силы. Достаточно упомянуть, что 11 сентября полицейский спецназ Египта ворвался в офисы катарского телеканала "Аль-Джазира", задержав нескольких сотрудников канала за то, что своими трансляциями в прямом эфире они якобы подстрекали толпу. Позднее египетские власти объявили о закрытии новостной службы "Аль-Джазиры" в Египте "Мубашир Миср", вещавшей в прямом эфире.

Разумеется, относительно деятельности катарского канала возникает немало вопросов. Правда, куда больше замечаний заслуживают египетские власти. Напомним, что события начались с пятничной проповеди имама, который заявил, что "будет стыдно, если египтяне забудут о революции", и указал на то, что высокопоставленные офицеры Мубарака, отдавшие приказ стрелять в народ, так и не понесли наказания.

Досталось и нынешним властям, которые вместо вынесения достойного наказания функционерам Мубарака отправили в тюрьму тысячи не согласных с их правлением людей. Таким образом, акция, которую планировали как антиизраильскую, едва не перетекла в сугубо антиправительственную.

Интересно, что сами "Братья-мусульмане" в последние недели призывали своих сторонников отказаться от массовых антиизраильских акций на площади Тахрир, чтобы не дать властям повода для проведения репрессий в условиях ожидающихся парламентских выборов. И все-таки погром случился. Кому-то оказалось крайне выгодно направить гнев толпы на внешнего врага, и это вполне удалось.

В любом случае, произошедшее заставило всерьез задуматься, куда движется одна из главнейших стран региона с самым большим по численности населением среди арабских государств.

Некоторые эксперты бьют тревогу по поводу того, что возвращение Египта в антиизраильское русло грозит полномасштабной войной на Ближнем Востоке. Впрочем, тут существует много "но".

Следует заметить, что погром произошел ровно за считанные дни до многообещающего визита в Египет турецкого премьера Эрдогана. Сейчас турецкое руководство, видя дальнейшее развитие политических процессов в этой стране, обращает на нее все больше внимания, пытаясь направить эти процессы в нужное для себя русло.

Оно в обозримой перспективе намерено восстанавливать утраченное в XIX-XX веках влияние на арабские земли и пока не заинтересовано в немедленном столкновении .

И даже при самом неблагоприятном развитии событий немедленного начала войны со стороны Египта ожидать не стоит. С точки зрения египетских властей, куда эффективнее нагнетать антиизраильские страсти, но не перегибать палку.

Читайте также: Арабские революции ведут к войне за воды Нила

Советский подарок — Асуанская плотина на Ниле — во многом сделала Египет заложником Израиля. В Каире прекрасно отдают себе отчет в том, что израильтяне могут закрыть глаза на отдельные теракты. В случае же начала полномасштабной войны никто не может гарантировать сохранность этого грандиозного объекта, для уничтожения которого достаточно налета одной эскадрильи, а вместе с ним и почти всего Египта.

На этот случай имеется и соответствующий секретный план, реализация которого в час "Х" означает смыв страны в Средиземное море. Учитывая то, что свыше 90 процентов египтян живет в дельте Нила, израильтяне всегда могут напоминать египтянам о существовании этой Ахиллесовой пяты, чтобы не допустить для себя негативного развития событий.

Читайте самое интересное в разделе "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *