Массовые протесты в Турции демонстрирует разочарование в обществе

Турция направляет протесты в мирное русло

В Турции уже вторую неделю не прекращаются массовые протесты против политики правительства Реджепа Таипа Эрдогана. Накануне власти призвали демонстрантов покинуть площадь Таксим в Стамбуле, где был возведен палаточный городок. Наблюдатели отмечают, что, начиная со вторника, протесты по всей стране идут на спад.

Тем временем Анкара продолжает подсчитывать убытки, вызванные массовыми беспорядками, охватившими 67 городов. По словам министра внутренних дел Турции Муаммера Гюллера, ущерб был нанесен 280 офисам и магазинам, были разбиты десятки полицейских машин. Суммарный ущерб достигает астрономической суммы в 40 миллионов долларов.

Напомним, что антиправительственные манифестации в Турции начались с безобидной на первый взгляд акции экологов в защиту парка Гези в Стамбуле. После того, как полиция применила против демонстрантов слезоточивый газ, волнения охватили целый ряд городов страны.

Читайте также: Великая турецкая стена на границе с Сирией

Возвратившись из своего африканского турне, Эрдоган поспешил обвинить в организации массовых манифестаций экстремистов. Опасаясь дальнейшего разрастания протестного движения, турецкий премьер попытался убедить турецкий народ в том, что беспорядки не имеют ничего общего с демократией. В то же время позиция турецкого президента Абдуллы Гюля по отношению к участникам демонстраций несколько отличается от той, которую занимает Эрдоган. Так, президент страны недавно заявил, что рассматривает мирные протесты как часть демократии. Аналогичные события не так давно имели место и в ряде стран Запада, таких как США и Великобритания. При этом было бы ошибочным проводить аналогии с арабскими революциями на Ближнем Востоке, считает Абдулла Гюль.

Некоторые наблюдатели описывают движение Occupy Gezi как турецкую версию "Лета Любви". События, инициированные группой американских хиппи, происходили в Сан-Франциско в 1967 году. Другие сравнивают его с социальными протестами, которые охватили весь мир в 1968 году, — отмечает авторитетная американская газета The Wall Street Journal.

И все же сторонники правительства предупреждают, что аналогичная динамика наблюдалась в период, предшествующий военному перевороту в Турции 1980 года, когда потребовалось вмешательство армии, чтобы остановить политический и социальный хаос. Эти люди говорят, что если беспорядки не будут немедленно подавлены, они, наиболее вероятно, приведут к новой вспышке насилия, потому что у движения протеста нет лидеров, способных повлиять на протестующих, — продолжает издание.

В то же время массовый характер протестов в Турции демонстрирует растущее разочарование в обществе многолетним правлением Эрдогана. Политика исламизации страны, проводимая в жизнь правящей "Партией справедливости и развития", давно вызывает недовольство турецких либералов. Светская оппозиция выступает против планов строительства мечети в парке Гези. Многие жители также возмущены вводимыми ограничениями на продажу и потребление алкогольных напитков. Однако сам Эрдоган с самого начала отвергает обвинения либералов в адрес правительства. "Нет никакого запрещения алкоголя. Есть только регулирование. Во многих странах действуют подобное законодательство. Запрет на продажу алкогольной продукции на АЗС — это нужная мера, которая поможет избежать аварий на дорогах", — цитируют слова Эрдогана "РИА Новости".На днях турецкие власти согласились выслушать требования демонстрантов, но никаких обещаний уступок давать не стали. Активисты встретились с вице-премьером Бюллентом Арынчем и потребовали от властей гарантий сохранения парка Гези в Стамбуле. В выходные демонстранты не покидали площадь Таксим, но акции протеста носили исключительно мирный характер.

Сегодня ведущие аналитики задаются вопросом — на станут ли беспорядки в Стамбуле повторением "Арабской весны"? Впрочем, большинство экспертов не верят, что в Турции возможна реализация египетского сценария. Анкара умело использует традиционную политику "кнута и пряника", чтобы сохранить контроль над ситуацией и не допустить повторения событий, которые имели место в Тунисе и Египте.

Читайте также: Стамбульский парк рубят - пули летят

Своим мнением о характере протестного движения в Турции поделился с "Правдой.Ру" Старший преподаватель кафедры истории Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки (ИСАА) при МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат исторических наук Павел Вячеславович Шлыков. "В политической культуре Турции, культуре гражданской активности, протесты, демонстрации, митинги — это явление совершенно обычное. А что касается площади Таксим и улицы центральной Истекляль, на которой находится, в частности, наше генконсульство российское, это место, где протестуют практически каждые выходные, — отметил он. Прежде это не вызывало подобной жестокой реакции со стороны сил правопорядка. После того, как в демонстрантов был пущен газ, в ход пошли водометы, характер самих протестов и репертуар тех требований, которые протестующие предъявляют к местным властям, а теперь уже и к центральному правительству, претерпел серьезные изменения. В требованиях появился не только экологический, но и политический окрас. И главное, на чем фиксируют свое внимание все средства массовой информации — это, конечно, призыв Эрдогана уйти в отставку.

Партия справедливости и развития — это во многом партия одного человека. Это и преимущество, и недостаток правящей партии. И призывы уйти в отставку именно Эрдогана, а не скажем, Гюля, и разделение политической элиты, в том числе кооптированное в рамках партии справедливости и развития на Эрдогана и остальных, оно совершенно не случайно. Это проекция того, как выстраиваются отношения и в политической элите, и в самой партии. Эрдоган старается занять роль примы, и соответственно он становится человеком, который несет всю полноту ответственности, — продолжает Павел Вячеславович Шлыков. Пост президента Турецкой Республики, занимаемый Абдуллой Гюлем — это пост внепартийный. Гюль подчеркнул, что нельзя рассматривать выборы как единственную составляющую демократии. Тем самым он приоткрыл канал коммуникации с протестующими. Проблема в том, что у тех, кто митингует, нет лидера — человека, с которым можно полноценно вести диалог, с одной стороны, и который может гарантировать ту или иную траекторию, которую может принять или не принять протест, — полагает эксперт.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Юрий Сосинский-Семихат
— историк, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить