Дальнейшая судьба революции в Египте зависит от устойчивости режима Асада в Сирии

Революция в Египте зависит от судьбы Асада

Египет отмечает годовщину свержения Мубарака. Между тем, успокоения это стране не принесло. Как продемонстрировала знаменитая футбольная бойня в Порт-Саиде, в которой были убиты и ранены более тысячи человек, нестабильность в Египте заметно усилилась.

Не привели к установлению стабильности и прошедшие в декабре-январе выборы в парламент, на которых победу одержали исламисты в лице "Братьев-мусульман" и салафитов. Что рикошетом бьет по туристической отрасли, которая до революции приносила в казну страны весьма ощутимые поступления. В связи с этим поток иностранных туристов в Египет, особенно из Западной Европы, заметно уменьшился. А это, в свою очередь, наносит удар по миллионам занятых в туризме египтян и создает угрозу еще большего ухудшения социально-экономической ситуации, что чревато новыми потрясениями.

Ясно, что египетская революция еще далеко не завершена. Военные, во всяком случае пока, не намерены безоговорочно сдавать свои позиции исламистам. Есть существенные вопросы относительно принятия Конституции и образования правительства. Ориентировочно летом должны состояться президентские выборы, после которых, как ожидают многие эксперты, и будут расставлены все точки над "i".

Читайте также: Футбольно-политическое побоище в Египте

О возможном развитии ситуации в одной из важнейших стран арабского мира в интервью "Правде.Ру" рассказал председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль:

— На какой стадии сейчас находится революционный процесс в Египте?

— Это лишь начальная фаза. Борьба разворачивается за то, какой будет Конституция и кто ее будет создавать. Маршал Тантауи и его Военный совет рассчитывали захватить инициативу в свои руки и лишить победителей парламентских выборов плодов победы. Они хотели создать из ста египетских "акуниных и быковых" группы медийных деятелей, конституционное совещание для выработки положений Основного закона. Однако с этим не согласны представители "братьев" и салафитов. Они прекрасно осознают, что военные пустились на неостроумную тактическую хитрость, чтобы забрать у них победу. И сейчас борьба за Конституцию в полном разгаре.

Кто еще, кроме "Братьев-мусульман", салафитов и военных представляет силу в развернувшейся борьбе?

— Это и есть основные силы. Все остальное — несущественно. Как показали прошедшие только что парламентские выборы, светские либеральные партии имеет незначительное влияние на ситуацию. Причем реальное влияние сил в стране, которых именуют "исламистами", в пропорциональном отношении еще больше, чем это зафиксировали итоги голосования. В реальности вместе "братья" и салафиты набрали три четверти голосов, но согласились на уменьшение своего присутствия в парламенте по стратегическим соображениям, чтобы не давать своим противникам повода зацепиться за это и раздуть ненужный конфликт.

— Насколько велики разногласия между "братьями" и салафитами?

— Египетская ситуация такова, что большая часть местных салафитов являются, по сути, филиалом "Братьев-мусульман". Дело в том, что салафитов традиционно использует для расширения своего влияния Саудовская Аравия. Подобные просаудовские группы стали появляться и в Египте. Как известно, для "братьев" они представляют угрозу, и между ними идет нешуточная борьба. Это заклятые враги. К тому же вектор влияния здесь вполне определенный: Саудовская Аравия является важнейшим союзником США, который действует в американских интересах и поддерживает соответствующие режимы.

Но в Египте ихваны сумели во многом перехватить развитие ситуации в свою пользу и оседлать салафитское движение, резко ограничив на него влияние саудовцев. Чтобы непосвященный в такие дела читатель понял расклад, проведу параллель: сейчас, по сути, египетские салафиты находятся в похожем соотношении, что ЛДПР с "Единой Россией".

— Одна из главных интриг — кто именно будет бороться за пост президента. Ранее появлялись сообщения, что в числе возможных кандидатов будут бывший глава ЛАГ Амр Муса и экс-глава МАГАТЭ аль-Барадеи, а "братья" якобы не желали выдвигать своего претендента?

— Что касается светских кандидатов, то они на переходный этап вполне могут устроить как временная "затычка" для ихванов. Для "братьев" такое поведение традиционно. Они не хотят "светить" своего кандидата и подставлять его под удары противников.

— Насколько вероятен алжирский сценарий развития ситуации, при котором военные отправляют лидеров исламистов в тюрьмы и устанавливают хунту?

— Учитывая то, что египетские военные достаточно жесткие, они вполне могут пойти на это, если посчитают, что действия ихванов и салафитов напрямую им угрожают. Они прекрасно помнят пример Алжира, когда Запад и все остальные фактически не заметили этого переворота.

При Мубараке Египет являлся союзником США, лояльность которого во многом обеспечивала израильскую безопасность. Закроют ли глаза американцы на триумф исламистов или поддержат военных, чьи действия весьма слабо согласуются с понятием "демократия"?

Читайте также: Триумф египетских исламистов впереди

— Американцы взволнованы и растеряны, и в США пока нет четкой установки относительно действий в Египте. Дело в том, что к заявлениям Обамы по поводу "поддержки египетской революции" те же республиканцы относятся без одобрения. Они не хотели свержения Мубарака, своего проверенного союзника. И сейчас позиция американской элиты по отношению к событиям в Египте полностью не определилась. И не только из-за пока еще неопределенного исхода внутриегипетской борьбы, а и в силу того, что Америка стала ареной противостояния двух разных группировок международного истеблишмента, которые по-разному видят дальнейшее развитие ситуации в мире.

— Каковы конечные перспективы революции?

— Крайне важно сейчас развитие ситуации в Сирии. Если удастся быстро сбросить Асада, то перед "братьями" открывается блестящая перспектива создания того самого единого арабского государства, которое так и не удалось создать националистам в лице Насера и его союзников.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить