Ахмадинежад намерен превратить Иран в сверхдержаву

Махмуд Ахмадинежад обещает завоевать умы и сердца людей по всему миру. Жак Ширак сказал, что атомная бомба в распоряжении Тегерана – это не так уж страшно, но потом одумался и взял свои слова обратно. Джордж Буш жалуется, что его никто не понимает, и США не собираются нападать на Иран. Владимир Путин подчеркнул право Исламской Республики на использование мирного атома. 

В пятницу западные информационные агентства со ссылкой на дипломатические источники сообщали, что в ядерном центре в Натанзе начался монтаж центрифуг, необходимых для обогащения урана.

Правда, полный производственный цикл иранцам создать пока не удалось, заявили участники заседания в венской штаб-квартире Международного агентства по атомной энергии.

По этим данным, власти Исламской Республики планируют ввести в эксплуатацию, в общей сложности, три тысяч центрифуг. Тегеран, якобы, запрещает инспекторам МАГАТЭ устанавливать на ядерном объекте камеры наблюдения, уточняет Reuters.

Пока дипломаты заседали в Вене, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад выступил с речью по случаю 28 годовщины Исламской революции. Он еще раз подчеркнул, что никакие международные санкции не заставят Тегеран отказаться от ядерной программы. Санкции, одобренные Совбезом ООН после многомесячных споров, начнут действовать в конце февраля, если Иран не прекратит обогащение урана.

По словам Ахмадинежада, Исламская Республика постепенно превращается в сверхдержаву. «Однако наша главная сила заключается не в военном или экономическом превосходстве. Речь идет о культурных и гуманитарных аспектах, которые влияют на сердца и умы людей по всему миру. Именно это пугает наших врагов», - сказал президент Ирана.

Дипломатическую ситуацию вокруг Ирана еще больше запутал французский лидер Жак Ширак. Атомная бомба в распоряжении Тегерана, сама по себе, не так уж опасна, поскольку в случае ее применения Ирану грозит сокрушительный удар возмездия, заявил он в интервью International Herald Tribune.

«Обладание атомной бомбой – не самое опасное в этой ситуации. На кого Иран может ее сбросить? На Израиль? Тегеран сравняют с землей, прежде чем ракета успеет подняться на 200 метров в воздух», - сказал Ширак.

Настоящая проблема, по словам французского президента, состоит в том, что другие страны региона могут попытаться догнать Иран в области ядерных вооружений: «Почему бы этим не заняться Саудовской Аравии или Египту?»

Правда, на следующий день, как сообщает газета, Ширак взял обратно свои слова по поводу удара возмездия, а также в отношении Египта и Саудовской Аравии – «поскольку эти страны никак не высказывались по этому вопросу», ему тоже следовало воздержаться от подобных заявлений.

Журналисты до сих пор гадают, было ли более ранее высказывание Ширака выражением официальной позиции или чем-то вроде оговорки.

В свою очередь, администрация французского президента подчеркнула, что Париж по-прежнему солидарен с мировым сообществом в иранском вопросе: «Перспектива появления у Ирана ядерной бомбы неприемлема». В то же время, Тегеран имеет право на использование мирного атома, если будет соблюдать условия договора о нераспространении ядерного оружия. 

Оправдываться за высказывания об Иране на этой неделе пришлось даже президенту США Джорджу Бушу: «Мне приписывают скрытые мотивы, даже если я говорю совершенно простые вещи. Мы будем защищать наши войска в Ираке, и не более того. Я не понимаю, как на основании этих слов можно сделать вывод, что мы планируем нападение на Иран?» - пожаловался Буш.

Однако цитаты из его недавнего обращения к нации заставили вздрогнуть многих экспертов.

«Иран позволяет террористам переправляться в Ирак, совершать там теракты, а затем возвращаться назад. Иран поставляет материал для нападения на наших солдат. Мы разрушим эту сеть, которая обеспечивает нашим врагам оружие и тренировку», - заявил глава Белого Дома. Многие истолковали это, как свидетельство подготовки к войне.

Позицию Москвы по иранскому вопросу высказал на своей традиционной пресс-конференции президент Владимир Путин.

«Иранский народ имеет полное право на мирные атомные технологии. Но нужно найти такие варианты, которые, с одной стороны, обеспечили бы доступ Ирана к мирному атому, а с другой – сняли бы озабоченности мирового сообщества. Такие возможности есть», - подчеркнул Путин.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *