Москве предстоит сделать трудный выбор

Запланированные консультации «шестёрки» по иранской ядерной программе вряд ли разрешат проблему. Европа, скорее всего, не согласится на предложенную Вашингтоном экономическую блокаду Тегерана. Многое будет зависеть от позиции России.
 
7 сентября представители стран «шестерки» – Россия, США, Китай, Германия, Франция и Великобритания – проведут в рамках Совбеза ООН консультации по иранской ядерной программе. Такое решение было принято после того, как эксперты МАГАТЭ в последний день августа представили Совету Безопасности доклад об иранской ядерной программе. Инспекторы подтвердили, что Исламская республика, несмотря на угрозу санкций, продолжает обогащение урана.

См. также сюжет по теме

Однако запланированные консультации вряд ли разрешат проблему атомного проекта и возможных скоординированных действий по отношению к Тегерану. Слишком различны национальные интересы участников в иранском вопросе. Векторы этих интересов зачастую противоположны, а потому исключают единство мнений.

США, последовательно реализуя стратегию Большого Ближнего Востока, будут наиболее активно отстаивать принятие жестких санкций, стремясь отыграть свой политический провал годичной давности. Информационная война, развязанная Вашингтоном против Тегерана, проиграна благодаря тонкой дипломатии Ирана и игрой на противоречиях.

Сейчас США жизненно необходимо найти союзников в лице международных организаций, в частности МАГАТЭ и европейских стран, а также консолидировать СБ ООН и сформировать общественное мнение, что позволит добиться конечной цели – взять под контроль ближневосточно-каспийский эллипс и, утвердившись на Среднем Востоке, усилить свое давление на арабский мир и Россию.

Политические шаги подкреплены разработкой документов, которые до 31 января 2007 года должны определить «стратегию министерства обороны по отражению текущих и ожидаемых угроз со стороны Ирана и список вариантов, включая возможные сценарии, при которых использование вооруженных сил США может быть оправдано».

Европа сдержано относится к инициативам США, понимая, что любое обострение в нефтяных регионах, тем более военное противостояние, вызовет экономические, социальные, этнические конфликты с непредсказуемыми последствиями.

Поэтому, несмотря на аргументы США о ядерной деятельности Ирана, поддержки им терроризма, его дестабилизующего влияния в регионе Ближнего Востока, особенно в Ираке, иных агрессивных амбиций иранского режима, Европа, как максимум, согласится на дипломатическую изоляцию, а не на экономическое эмбарго и тем более на силовое решение проблемы.

Наибольшее политическое давление, конечно, будет испытывать Россия. От ее позиции и понимания последствий жестокого решения иранского вопроса будет зависеть в большей степени геополитическая, а не экономическая составляющая государственной безопасности.

Существующий политический альянс России и Ирана является стабилизирующим фактором на Каспии и заставляет вести взвешенную политику по отношению к этим странам.

Если Россия согласится с предложенными санкциями – дипломатическая изоляция, замораживание активов Ирана за рубежом, блокирование финансовых сделок, запрет на поставку оружия и продуктов переработки нефти, – то своими руками сформирует системную угрозу на границе и провалит долгосрочные проекты.

Помимо строительства  АЭС «Бушер» (80 млн. долларов) Россия участвует в разведке газа на юге Ирана, космической программе, проектах по гражданской авиации и военно-техническом сотрудничестве, близится к завершению подготовка долгосрочной программы промышленного и научно-технического сотрудничества стоимостью 8 млрд. долларов. В 2005 году товарооборот составил 2 млрд. долларов. 

Не меньшими убытками для экономики и возможным снижением политического влияния может обернуться принятие санкций для Китая. КНР последовательно внедряется  в нефтяные регионы. Особый интерес проявляется к Ближнему Востоку. Здесь Китай реализует серьезные энергетические проекты. В Иране был подписан контракт на нефтеразработки. В настоящее время Китай претендует на право добычи нефти еще на 16 иранских месторождениях. Для США Китай станет основным противником на переговорах и в СБООН.

Если американцы исходят из того, что за войной в Ливане стоял Иран, то это явится дополнительным аргументом давления США на Европу и Россию. Ситуация вокруг Ирана не может долго находится в подвешенном состоянии, от ее решения будет зависеть судьба всего мира.  

Владимир Анохин , политолог, вице-президент Академии геополитических проблем

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить