Проблемы с Курильскими островами

Россия и Япония строят "курильские союзы"

Надоедливое дергание России японцами "за штанину" по поводу принадлежности Южных Курил заставляет нас задуматься о принятии ответных мер. Игнорировать требования японских реваншистов сегодня уже нельзя.

И дело не в том, что нас волнует, что какой-то очередной японский чиновник (на этот раз генсекретарь кабинета министров Японии Юкио Эдано) планирует "виртуально "побывать" на "исконно японских северных территориях". Просто на этот раз японцы, похоже, переходят от слов к делу.

Не исключено, что в "территориальном вопросе" Япония отныне будет выступать против нас совместно с Грузией. Такую надежду выражает грузинский МИД после встречи председателя временной комиссии парламента Грузии по восстановлению территориальной целостности страны Шоты Малашхия с послом Японии в Грузии Масаоши Камохарой.

Что ж, союз двух "обиженных" Россией не является чем-то сверхъестественным. Грузия давно ищет, к кому бы прислониться из сильных мира сего. Всерьез вернуть под свой контроль с помощью Японии подаренные Грузии Абхазию и Южную Осетию она вряд ли рассчитывает. Первым делом следует раскрутить по тбилисской традиции обезумевших от "курильского горя" японцев на какое-нибудь щедрое пожертвование для совместного противостояния "агрессивной России".

Как бы там ни было, союз "против кого дружить будем" может принять в будущем реальные очертания. Что мы можем этому противопоставить? Разумеется, можно игнорировать грузинскую "моську". Но в союзе с Японией ее вес возрастает. Поэтому в первую очередь предпринимать контрмеры следует против Страны Восходящего Солнца.

Пока что Москва готова выкатить против японцев "тяжелую артиллерию" в лице нашего главного санитарного врача Геннадия Онищенко, которая пока провела пробную "пристрелку". Так, санитарные органы России уже призвали отказаться от употребления суши и сашими, поскольку подобная еда якобы может нанести существенный вред здоровью россиян. По странному совпадению были выявлены нарушения в целом ряде японских ресторанов Москвы и Санкт-Петербурга.

Ранее не без успеха "санитарное оружие" было применено в отношении грузинских, молдавских вин, а также латвийских шпротов и американской курятины. Правда, его применение тоже нельзя назвать гарантией того, что воздействие будет успешным. В той или иной мере "намек" дошел до молдаван и латышей. С теми же грузинами оказалось гораздо сложнее. Да, лишенные российского сбыта, они были вынуждены вырубить значительную часть своих виноградников, но при этом не изменили своей позиции.

Воздействовать же на Японию путем давления на суши- и сашими-бары будет еще более неэффективно. С тем же успехом можно воздействовать на американцев, закрыв "Макдональдсы".

Фото: AP

И дело даже не в том, что для двух крупнейших экономик мира это было бы как слону дробина. Просто подобные заведения ресторанного типа зачастую принадлежат кому угодно, но не гражданам тех стран, которые они представляют.

Было бы гораздо продуктивнее, если бы Онищенко выявил вред, исходящий от японских товаров. Например, материалы, из которых они изготовлены, могут оказаться токсичными, ну и далее "по списку".

Разумеется, запрещать ввоз аудио-, видеотехники и, тем более, легковых автомобилей было бы перебором. Ибо почти весь российский Дальний Восток использует машины из Страны Восходящего Солнца. Но в качестве предупредительной меры можно было бы пойти на введение временных пошлин в отношении японских товаров.

Разумеется, владивостокские барыги, живущие за счет ввоза японских машин, подняли бы оглушительный визг. Потому как приобретать их по более дорогой цене они не хотят, а пересаживаться на "запомойвленные" корейским происхождением "дэйво" и "хендаи" "конкретным пацанам" не захочется.

Но в данном случае это были бы их проблемы. Тем более, что альтернатива японским товарам все же есть. И не только корейская. Да и вообще, когда речь идет о государственных интересах, на время можно и забыть об интересах собственного кармана. Да, при этом необходимо вспомнить и о том, что они умело обходят наши законы о налогах и пошлинах, которые облагают ввозимые на российскую территорию японские "легковушки". Наши умельцы делают вместе с японцами деньги за счет распиленных, в прямом смысле этого слова, машин, поскольку ввозимые "частями" авто налогом как таковым не облагаются.

Читайте также: Вспомнят ли Китай и Россия русского героя?

Слова жалости относительно "бедных" дальневосточников тут неуместны. Все мы посмотрели недавний клип владивостокских таможенников об их нелегкой жизни "на одну зарплату". И в любом случае, усиление финансового нажима на японские товары ударило бы в первую очередь по японскому бизнесу, в интересах которого было бы вразумить засевших в правительстве реваншистов.

Впрочем, решать проблему только за счет финансового воздействия было бы полумерой, не способной привести к желаемому эффекту. Необходимо предпринимать комбинированные политико-экономические меры.

Российское руководство действует в правильном направлении, пригласив на Южные Курилы китайский и южнокорейский бизнес. В данном случае и Пекин, и Сеул, с интересом отнесшиеся к подобному предложению, действуют в интересах Москвы. Тем самым они фактически признают суверенитет России над всей Курильской грядой.

Фото: AP

Но этого недостаточно. Следует усилить взаимодействие с нашими китайскими и южнокорейскими друзьями, благо сама Япония здесь дает нам козыри в руки. Ведь территориальные споры Токио ведет не только с Москвой, но и с Пекином и Сеулом. Вспомним словесные баталии из-за архипелагов Сенкаку (Дяоюйдао) и Токдо (Лианкур). В первом случае Поднебесная совершенно справедливо оспаривает у Японии принадлежность островов, поскольку японцы силой захватили их у китайцев в 1895 году и наотрез отказываются их возвращать законному владельцу.

В свою очередь, с Токдо (Лианкур) ситуация почти аналогична южнокурильскому вопросу. Японцы всячески пытаются добиться "возвращения" этих территорий. Поэтому в деле отстаивания своей территориальной целостности от японских реваншистов Москве, Сеулу и Пекину следовало бы также заключить негласный союз, согласно которому каждая из сторон всесторонне поддерживала бы другую в вопросе притязаний Токио.

Вероятно, кто-то усомнится в том, что Южная Корея способна пойти на такой союз с нами и, тем более, с коммунистическим Китаем. Как бы там ни было, он вполне может стать реальностью. Все мы прекрасно знаем, что отношения Сеула с Пхеньяном не лучше отношений кошки с собакой, однако когда речь идет о японских притязаниях на острова Лианкур, Южная и Северная Корея забывают междоусобные распри.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *