Камчатские дети получат аквапарк, а внуки – авианосец

Новая инициатива главкома ВМФ РФ может лишить американские подлодки главного козыря – скрытности. Вашингтон предпочел бы, наверное, отказаться от ПРО в Европе. Но еще больше интригует новость о том, что Россия намерена строить авианосцы…  

Понедельник для аналитиков Пентагона и вправду стал тяжелым днем. Им предстоит переварить все сказанное в Петропавловске-Камчатском, где побывал главком ВМФ РФ адмирал флота Владимир Масорин. Новостей немало. Это планы глубокой модернизации базы атомных подводных лодок в городе Вилючинске, соглашение с США об избежании инцидентов под водой (Россия будет на нем настаивать) и программа строительства российских авианосцев. Каждый из этих пунктов для Америки весьма чувствителен.

Начнем с базы в Вилючинске. Масорин фактически признал, что у России нет ни одного пункта базирования подводного флота, отвечающего современным требованиям. «Кораблей было много, а обеспечить их нормальную жизнедеятельность, стоянку в базе, все виды электроэнергии и других запасов не всегда получалось. И сейчас задача сделать так, чтобы здесь впервые было сделано все», - заявил адмирал. Масорин в основном рассказывал о программе обустройства быта военнослужащих и их семей. В городе уже строится новый госпиталь, планируется строительство аквапарка со спортивными залами, 25-метровым бассейном и даже боулингом.

Военно-технические аспекты камчатских трансформаций главком ВМФ затронул лишь скользь, но и без этого очевидно, что собственно база в бухте Крашенинникова, видимо, не потребует значительных капиталовложений. Со времен СССР в номерном городе «Петропавловск-Камчаткий-50» сохранился внушительный причальный фронт. Мест швартовки сегодня больше, чем достаточно: в последние годы на Тихоокеанском флоте выведено из боевого состава более 70 атомных подводных лодок, выработавших свой ресурс. В связи с ожидаемым приходом на Камчатку новых ракетоносцев класса «Борей» потребует реконструкции арсенал базы. Ракеты «Булава» твердотопливные, их камчатские подводники никогда не эксплуатировали. Переход на новое оружие значительно обезопасит уникальную экологию полуострова после отказа от агрессивных окислителей и особенно гептила – жидкого ракетного топлива, смертельно опасного для всего живого.

В «Питере», как традиционно дальневосточники называют столицу Камчатки, адмирал Масорин приоткрыл завесу секретности над событиями 2006 года в Баренцевом море, где опасное маневрирование российской и американской подлодок едва не закончилось столкновением. И это далеко не единичный пример подводных игр в «кошки-мышки». Вопрос соглашения о безопасности подводного мореплавания назрел давно, но продвигается, по признанию главкома Масорина, пока трудно. «Пока они не очень этого хотят», - заявил адмирал, указывая на командование US Navy. Однако российский главком не теряет оптимизма убедить своего коллегу адмирала Майкла Маллена совместно искать «положительное решение этого сложного вопроса».

Вопрос действительно не из легких, поскольку российская инициатива рубит под корень одно из главнейших достоинств подводных лодок – скрытность. Любые ограничения свободы маневра существенно снизят главное достоинство, ради которого созданы эти исполины глубин: способность в час «Ч» нанести по противнику массированный ядерный удар. Его сила (примерно одинаковая и у российских, и у американских субмарин) сегодня такова, что ракетный залп из-под воды - только одним бортом одного подводного ракетоносца! - способен вывести из состояния войны любую страну мира. Поэтому трудно рассчитывать, что американский флот способен сдать такой сокрушительный козырь. Пентагону, наверное, было бы намного легче отказаться от развертывания ПРО в Восточной Европе.

Но самым интригующим анонсом стало заявление о программе строительства новых авианосцев для военно-морского флота России, которая будет развернута после 2015 года. На первый взгляд, нового здесь немного. Такой возможности не исключал ровно год назад тогдашний министр обороны РФ Сергей Иванов. План развития вооружений до 2015 года ставит задачу выравнивания боевых возможностей с другими стратегическими ядерными силами сдерживания, но авианосцам в документе места не нашлось. Сегодня гипотеза стала реальностью, заявление Масорина следует понимать как анонс утвержденной госпрограммы. Авианосцам – быть.

Почему у России, морского величия которой даже сегодня не оспаривает никто, так туго идет дело с этими плавучими аэродромами? Объяснить этот парадокс так же трудно, как наши извечные футбольные провалы на фоне былых хоккейных триумфов. Как и большом спорте, дело здесь не в деньгах, а в отношении к проблеме. «По копеечке соберем!» - однажды сердито ответил Сталин на сомнения молодого наркомвоенмора Кузнецова по поводу дороговизны кораблей (речь шла, правда, о линкорах). Можно сказать, что нарком Кузнецов карьерой (и едва не жизнью) заплатил за авианосную идею. Боевая стажировка в Испании навсегда убедила его в том, что любой корабль беззащитен перед авиацией противника. Что и доказала война. Немцы оснастили свои подлодки целыми зенитными батареями – бесполезно, битву за Атлантику у германского флота выиграла британская авиация.

Сталин более тяготел к линкорам, от них исходила державная мощь. От авианосцев советский лидер отказался, понимая, что к войне не успеть их построить. Но, узнав, что Германия строит «Граф Цепеллин», поставил задачу выкупить недостроенный авианосец за любые деньги. Не получилось. А в 1945-м он достался даром, как военный трофей. Уникальный по-своему корабль – одна сплошная тиковая палуба стоила баснословных денег – содержал немало оригинальных новинок, до которых не додумались ни в Америке, ни в Японии. В частности, паровая катапульта для сокращения стартового разбега. И что же? «Граф Цепеллин» разбомбила в учебных целях советская авиация. Гигант упорно не желал тонуть – добивали торпедами. Никакого предварительного инженерного изучения «цели» не проводилось.

Первые отечественные предэскизные проекты авианосцев были выполнены в 1943 году. Однако, после смещения адмирала Н. Кузнецова с должности главкома ВМФ СССР в 1955 году, новый главком С. Горшков свернул все авианосные программы. С подачи Никиты Хрущева это слово стало ругательным: авианосцы клеймились советской пропагандой как орудие агрессии. Но работы подспудно велись, хотя проектировщикам пришлось «византийствовать». Если бы они осмелились в те годы назвать авианосцем «тяжелый авианесущий крейсер», то партийное руководство запросто лишило проект финансирования, да еще с оргвыводами! Однако ТАКР, изобретенный Горшковым термин, все-таки свою положительную роль сыграл. И до сих пор играет! Российские авианосцы продолжают обозначаться как «авианесущий крейсер», чтобы пользоваться Босфором и Дарданеллами. Проход «настоящих» авианосцев здесь запрещен Конвенцией о режиме проливов от 1936 года.
 
 СССР имел 4 авианесущих крейсера типа «Баку» (на них базировались по 18 противолодочных вертолетов Ка-25 и Ка-27 и по 16 истребителей с вертикальным взлетом Як-38). Уже была заложена серия полноценных авианосцев проекта 1143, из которых в море вышел только «Тбилиси», ставший впоследствии «Адмиралом флота Кузнецовым». Обретшая «самостийность» Украина быстро порезала «на гвозди» готовый на две трети «Варяг» и «Ульяновск», которому так и не суждено было стать первым отечественным атомным авианосцем. «Адмирала Горшкова» успела приобрести Индия.
 
Новая авианосная инициатива России пока скромнее даже неполученного советского наследства. Речь идет о двух авианосных ударных группировках (АУГ), видимо по одной на каждый из океанских флотов, что разумно. На Балтике и в Черном море им просто негде «разгуляться». Каждая АУГ будет состоять из трех авианосцев для следующей эксплуатационной схемы – один в море, другой на дежурстве в базе, третий в ремонте. А вот сами корабли будут поменьше «Кузнецова», водоизмещение у которого 67 500 тонн. Адмирал Масорин говорил о кораблях 50-тысячного тоннажа с самолетным парком до 30 машин. «Плавучие аэродромы» на 100 и более самолетов нам не нужны, заявил главком ВМФ.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить