Российский наркоконтроль в ООН "нокаутировал" мировые НПО

Россия одержала крупную дипломатическую победу. Руководителем Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) и одновременно главой отделения ООН в Вене стал посол РФ в Великобритании Юрий Федотов. Теперь российский дипломат возглавил ведущую международную организацию по контролю над оборотом наркотиков и предупреждения преступности.

Правда, это вызвало возмущение 24 ведущих мировых неправительственных организаций (НПО), борющихся с распространением ВИЧ и СПИДа. Их руководители направили главе ООН Пан Ги Муну письмо с призывом не назначать Юрия Федотова на эту должность.

По их мнению, Россия не может представлять УНП ООН из-за "отсутствия уважения к правам человека", якобы неэффективной стратегией Москвы по борьбе с производством героина в Афганистане, которая лишь настаивает на уничтожении опиумных плантаций и кроме силового варианта решения проблемы не предлагает ничего иного. Третий пункт "обвинения" сводится к тому, что Россия не предпринимает необходимых усилий в области профилактики ВИЧ-инфекций и, в частности, отказывается от использования наркотических препаратов метадона и бупренорфина для лечения наркозависимости.

А теперь обо всем по порядку. Рассуждения о том, что в России не уважаются права человека, основаны на соответствующем докладе Госдепартамента США 2009 года. В нем говорится о том, что в России имеют место факты похищений и убийств правозащитников и оппозиционных журналистов, задержанные правоохранительными органами якобы подвергаются "произволу и насилию", а наше правосудие названо "коррумпированным и способствующим проведению несанкционированных обысков".

Иными словами, НПО изначально пытаются бросить тень на российского представителя.    Между тем, эти подозрения фактически развеял сам генсек ООН. В официальном заявлении пресс-службы Пан Ги Муна говорится о том, что Юрий Федотов хорошо знает вопросы, которыми занимается УНП ООН, включая обеспечение верховенства закона и предотвращения преступности, а также то, что он более 40 лет находится на российской дипломатической службе и потому сможет привнести в управление свой опыт.

Читайте также: Афганскому наркотрафику повысят статус?

Что касается первого обвинения, то в России бупренорфин и метадон считаются наркотиками и поэтому их оборот ограничен и находится под жестким контролем. На Западе же эти вещества применяют "для лечения наркозависимости". Однако российские власти к той же метадоновой терапии относятся отрицательно, указывая на выводы наших медиков, считающих, что ее эффективность наукой не доказана.

Фото: AP

Да и что представляет собой этот метод? Российские эксперты указывают, что фактически, более слабым наркотиком (метадоном)  просто заменяют героин. Однако наркозависимость пересевшего с героиновой на метадоновую иглу никуда не уходит... К тому же где гарантия, что "приоткрыв" двери полулегальным наркотикам, мы сможем гарантировать, что число наркозависимых в результате не увеличится? Возникает подозрение, что иностранные НПО открыто лоббируют интересы производителей "легализованных" на Западе наркотиков.

Обвинение же по "афганской" статье не выдерживает никакой критики. Во-первых, российских сил в Афганистане нет. И спрашивать за отсутствие прогресса в борьбе с наркопроизводством надо страны НАТО, чьи войска оккупировали эту страну.

А во-вторых, как иначе бороться с незаконным наркопроизводством и наркоторговлей как не жесткими мерами? Ибо надеяться уговорить афганцев отказаться от производства героина в нынешней ситуации нельзя. Российская сторона предлагала замещать посевы опиумного мака привычными для тех мест сельхозкультурами. Проблема состоит в том, что хлопок, пшеница или миндаль приносят в несколько сотен раз меньше прибыли, чем опиаты. Выход один: доплачивать производителям обычных сельхозкультур.

Но пока этим предложением оккупационные силы НАТО в Афганистане не заинтересовались. Более того: за время их нахождения в этой стране производство героина многократно увеличилось.

По мнению председателя комитета по международным делам Совета Федерации Михаила Маргелова, подобная критика была ожидаема, поскольку назначение Федотова означает "качественное повышение уровня нашего присутствия в ООН, а под огонь критики попал бы любой на его месте".

Ситуацию с назначением Федотова прокомментировал "Правде.Ру" заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по безопасности Геннадий Гудков.

"Я лично знаю Юрия Федотова и считаю, что он абсолютно подходит для подобного назначения как дипломат с огромным стажем. А обвинения представителей НПО несправедливы. Возьмем хотя бы афганский аспект. Ну как Россия может отвечать за то, что делают там американцы? И я не исключаю, что попытка не допустить подобное назначение объясняется именно этим. Американцы прекрасно понимают, что афганский героин в значительном объеме идет в нашу страну и что нас этот вопрос сильно волнует и видимо, кое-кто боится того, что Федотов будет жестко критиковать их действия с высоких  трибун ООН", - считает Гудков. 

Дело в том, что назначение Юрия Федотова на столь важный пост автоматически означает то, что Россия теперь будет контролировать половину из четырех отделений ООН и позиции нашей страны в этой международной организации заметно укрепятся. Напомним, что одно из них также возглавляет представитель России Сергей Орджоникидзе. Немалое значение имеет и тот факт, что Юрий Федотов автоматически становится заместителем генсека ООН. Разумеется, подобная ситуация нравится не всем.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить