ШОС: Россия проверяет союзников на прочность

Нападение на Южную Осетию, геноцид грузинских властей в этом государстве создаст серьёзные трудности на предстоящем совещании ШОС. Поддержка России в её мужественном шаге признания Южной Осетии и Абхазии – это лакмусовая бумага для участников ШОС.

Душанбе готов к саммиту глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который пройдет в таджикской столице 28 августа. В мероприятии примут участие главы государств – участников организации: России, Таджикистана, Китая, Узбекистана, Казахстана, Киргизии, а также президенты стран-наблюдателей: Монголии, Пакистана, Ирана, Индии и в качестве гостя – президент Афганистана. В МИД России полагают, что на заседании едва ли не главным вопросом обсуждения станут события в Южной Осетии.

Другим ключевым вопросом саммита станет обсуждение процедуры приема в организацию новых членов. Также в центе внимания будет вопрос о выполнении ШОС миссий по обеспечению международной безопасности. После обострения ситуации в Закавказье и признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, она постарается добиться в ходе саммита согласия членов ШОС на структурирование военно-политического сегмента организации. Это позволит создать альтернативу существующей ныне структуре региональной безопасности.

С началом реализацией этой идеи связано и создание «зоны ответственности» ШОС, работа над которой займется одна из рабочих групп организации. Высока вероятность того, что в сферу интересов ШОС войдет не только территория её членов, но и вся Средняя Азия, а также Закавказье. В этом случае откроется перспектива использовать миротворческие контингенты ШОС как для урегулирования ситуации на постсоветском пространстве, так и в Афганистане.

То, что страны ШОС могут выступить гарантами стабильности в этой стране, свидетельствует заявление Кабула о намерении пересмотреть сроки пребывания на афганской территории военных соединений стран НАТО, сделанное 26 августа.

Наиболее вероятным итогом заседания саммита ШОС станет достижение согласия стран-членов организации на начало выработки процедуры по приему кандидатов. В то же время рассмотрение заявки Ирана на вступление в ШОС будет отложено на неопределенное время. Также стороны примут решение о запуске процедуры создания силового сегмента объединения, структурирование которого может происходить в тесном взаимодействии с ОДКБ. По итогам саммита будет принята совместная Душанбинская декларация глав государств – членов ШОС и совместное коммюнике.

Содержание самой декларации во многом зависит от позиции Китая. Проект Душанбинской декларации готовился долго. Однако война в Южной Осетии свела проведенную работу к нулю, несмотря на то что основной текст документа был согласован министрами иностранных дел государств ШОС.

Россия настаивает на внесении в него ряда изменений. В частности, речь идет о включении в документ пункта о выработке совместных действий в вопросах безопасности и предотвращения конфликтов. Китай, имеющий собственные территориальные проблемы, заблокировал предложенные Россией термины «геноцид» и «агрессия со стороны Грузии».

Дело в том, что пока ни одна из стран – участниц ШОС или наблюдателей этой организации не поддержала однозначно действия России в Южной Осетии. Казахстан вряд ли согласится с предложением России. Что касается Китая, то его позиция достаточно туманна. В Соединенных Штатах очень рассчитывают на обострение отношений внутри ШОС.

Каждый участник организации имеет свои интересы в сотрудничестве с Вашингтоном. Китай становится основной наркоартерией между Афганистаном и всем миром, по которой героин идет в Россию и Европу, а в противоположном направлении направляются тысячи тонн прекурсоров - химических средств для производства этого наркотика. Среднеазиатские государства тоже являются поставщиками этого зелья через Россию в Европу. Учитывая это можно предположить, что вопрос наркотрафика, который будет поднимать Москва на этом совещании не вызовет особого энтузиазма у членов ШОС.

Но прикрыться чем-то надо, поэтому можно ожидать серьезную политическую борьбу вокруг Кавказа, что может выразится в смягчении позиции членов ШОС в отношении агрессии и геноцида в Южной Осетии со стороны Грузии.

"Шанхайская пятёрка" возникла в 1996 году как естественная реакция ряда государств Центральной Азии на серьёзную опасность превращения региона в район перманентной нестабильности из-за резкой активизации международного терроризма, религиозного экстремизма и этнического сепаратизма.

В качестве объединяющего фактора тогда основную роль играла гражданская война в Афганистане между войсками Северного Альянса и движением "Талибан", создававшая угрозу безопасности всех пяти государств. Для России и Китая это была привлекательная возможность объединить под своей эгидой усилия и потенциалы центральноазиатских государств, для сдерживания возможной экспансии других мировых центров силы и влияния в Центральной Азии.

Последующие ежегодные саммиты участников Шанхайской пятёрки проходили в Москве в 1997 году, Алма-Ате в 1998 году, в Бишкеке в 1999 году и в Душанбе в 2000 году. Ко времени проведения Бишкекского саммита для всех участников "Шанхайской пятёрки" стала очевидной необходимость в развертывании взаимодействия по широкому спектру направлений, что потребовало создания постоянных механизмов сотрудничества в форме встреч министров и экспертных групп.

Фактически начала складыватьсяархитектура новой международной организации. Для борьбы с приграничной преступностью была создана "Бишкекская группа", куда вошли главы правоохранительных органов и спецслужб. В 2001 году очередная встреча вновь была проведена в Шанхае. Тогда пять стран-участниц позволили присоединиться к организации Узбекистану, что повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества , или Шанхайскую шестёрку . Декларация о её создании была подписана на том же саммите 15 июня 2001 года.

Не смотря на то, что ШОС создавалась с целью взаимозащиты границ соседних государств практически сразу деятельность организации получила и экономическую направленность. Через несколько месяцев после начала работы ШОС в Алма-Ате главы правительств обсудили вопросы регионального торгово-экономического сотрудничества, развития ШОС и другие проблемы, подписали Меморандум между правительствами государств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

Однако ряд противоречий в Шоссе существует. Китай считает, что приоритеты ШОС между антитеррористической и экономической деятельностью должны делиться поровну, а в перспективе экономическая стратегия может занять главное место в деятельности организации. Россия, напротив, настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом.

Китай же может быть не заинтересован в наращивании военной, антитеррористической составляющей в отличие от России и стран Центральной Азии, поскольку Китай в основном решил проблему (уйгурского) терроризма. Москва рассматривает экономическую интеграцию в зоне ШОС как более отдалённую цель, тогда как в настоящее время речь может идти только об отдельных субрегиональных интеграционных проектах между двумя или тремя странами с сопоставимыми экономиками. Пекин настаивает на создании единого интеграционного пространства в рамках ШОС уже в ближайшее время.

Китайские представители неофициально заявляют, что Россия тайно лоббирует интересы Индии в ШОС. Кроме того, между центральноазиатскими странами-членами ШОС периодически возникают проблемы в сфере водопользования, энергоносителей и демаркации границ.

На предстоящем совещании ШОС Россия может с большой долей уверенности выяснить - чего стоят её союзники. Или они действительно хотят безопасности своих границ и экономического сотрудничества или смотрят в сторону Вашингтона с немым вопросом: «Как бы чего не вышло».

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *