Второй срок для Ахмадинеджада обжалованию не подлежит

Иран погрузился в состояние, близкое к хаосу. В разных городах страны происходят ожесточенные столкновения молодежи с правоохранительными силами. Так часть населения Исламской Республики отреагировала на официальные результаты президентских выборов, состоявшихся 12 июня: победил в первом же туре действующий президент Махмуд Ахмадинеджад.

Напомним, что ему противостояли трое кандидатов: «реформаторы» Мир-Хосейн Мусави, Мехди Карруби и бывший начальник Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) Мохсен Резаи.

Читайте: Иранские выборы в руках женщин?

Все вместе соперники Ахмадинеджада согласно официальным данным набрали чуть больше трети голосов. Это и вызвало негодование части населения. Мусави заявил о тотальных фальсификациях и намерении добиться пересмотра итогов выборов. Его поддержали двое других проигравших кандидатов.

Можно предположить, что подобное недовольство имеет под собой основания. Дело в том, что на Востоке избиратели в той или иной местности традиционно голосуют за своих кандидатов.

Но на этот раз традиция не сработала, да еще как! К примеру, в родном для Мусави Табризе Ахмадинеджад собрал в пять раз больше голосов, чем его противник. В провинции Лорестан итог оказался и вовсе фантастическим: действующий президент получил в 18 раз больше голосов, чем коренной лорестанец Карруби! Оттого-то, видимо, проигравшие и возмутились, усомнившись в достоверности подобного исхода.

Ахмадинеджад обвинил в попытках «мятежа» силы извне и пообещал, что, если виновники беспорядков не угомонятся, он водворит спокойствие «железной рукой».

Для «Правды.Ру» сегодняшнюю послевыборную ситуацию в Иране прокомментировал эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко.

«Нынешние беспорядки, - говорит он, - не являются для Ирана чем-то экстраординарным. Там это периодически случается. То же самое происходило в 1999, 2000 и 2006 годах. Тогда дело даже доходило до ввода КСИР . в студенческие кампусы. Движущей силой беспорядков является та часть населения, которая больше всего жаждет перемен. Главным образом, это молодежь, в том числе студенчество. Они группируются вокруг обиженного результатами выборов Мусави. Но эти протесты ничего не дадут. Никто выборы пересматривать не будет. Ахмадинеджада можно твердо и окончательно считать избранным президентом страны.

И здесь было бы ошибочно искать руку США или Запада. Все кандидаты на пост президента проходят через горнило так называемого «Наблюдательного совета», и абы кого он не пропустит. Тем более прозападного соотечественника, который способен посягнуть на государственное устройство страны, в том числе и на примат духовной власти над светской.

Напомним, что первое лицо в Иране – не президент, а аятолла – духовный руководитель мусульман-шиитов. И тот, кто призовет изменить такой расклад, просто не будет допущен к выборам шиитским духовенством. Ведь в наблюдательном совете сидят именно муллы .

Тем не менее, нынешние волнения наглядно демонстрируют тот факт, что проблемы в Иране имеются. В первую очередь, национальные. Речь идёт не только о курдах, но и азербайджанцах и белуджах. Их недовольство может дать серьезный толчок национальным процессам в Иране, но не сегодня и не в этом случае».

Интересно, что верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи 14 июня призвал протестующих «признать итоги выборов и воздержаться от провокационных заявлений и действий», но его слова не были услышаны. Главный конкурент Ахмадинеджада на выборах Мусави обратился к духовенству с призывом «не занимать молчаливой позиции», предупреждая «об угрозе превращения Исламской Республики в деспотический режим».

Читайте: Ядерный Иран: а мирный ли атом?

Показательно, что участники беспорядков не только бросают в полицейских камни и бутылки с зажигательной смесью, но и применяют успешную тактику Исламской революции 1979 г. Они залезают на крыши домов, откуда с помощью громкоговорителей призывают выступить против властей. Причем одной из главных действующих сил, которые привели к падению в 1979 г. шаха, были студенты, которые активно участвуют и в нынешних беспорядках.

Смогут ли власти навести порядок? Из Исламской Республики уже начали высылать иностранных журналистов. Это может свидетельствовать о том, что власти готовятся по-настоящему применить силу. И вряд ли нынешние беспорядки способны привести к перемене существующей в Иране власти. Несмотря на наличие в стране серьезных проблем, ситуация заметно отличается от той, которая наблюдалась в

Второй срок для Ахмадинеджада обжалованию не подлежит
Второй срок для Ахмадинеджада обжалованию не подлежит
1979 г. В народе нет того столь массового неприятия властей, которое существовало при шахе.

Правда, сегодняшнее недовольство части населения могут учесть и воспользоваться им со временем противники иранского режима.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить