Иранская ядерная бомба: миф на фоне реальности

Иран сделал еще один шаг в сторону создания ядерного оружия,  дополнительно установив еще одну тысячу центрифуг для обогащения урана. По оценкам экспертов, уже имеющегося у Тегерана сырья хватит на изготовление одной ядерной боеголовки. Однако при нынешних темпах развития атомной программы промышленное производство оружейного плутония может начаться только через 12 лет. Это может надолго затормозить создание иранского ядерного оружия.

4 декабря 2008 года первый вице-президент Ирана Парвиз Давуди заявил о том, Тегеран имеет 5000 центрифуг для обогащения урана. На конец августа их количество составляло всего 4000 единиц. Таким образом, за три прошедших осенних месяца Исламская Республика запустила тысячу новых центрифуг.

И в ближайшее время она может запустить еще тысячу, учитывая недавнее «июльское» заявление иранского президента Ахмадинижада в Мешхеде, который сообщил о том, что Тегеран располагает уже 6000 центрифугами. По данным иранских источников, эту цифру нельзя было рассматривать как предмет для серьезного обсуждения. Дело в том, что речь шла как об уже работающих, но и произведенных, но еще не работающих центрифугах.

Таким образом, летом 2008 года в распоряжении Ирана кроме 4000 функционирующих центрифуг было еще 2000 готовых к запуску. И за три месяца тысяча из них была установлена на заводе в Натанце.

Таким образом, угроза создания Ираном ядерного оружия вполне актуальна. Согласно опубликованному недавно докладу Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), Исламская республика уже имеет достаточное для изготовления одной атомной бомбы обогащенного урана, а именно 630 кг.

По мнению ученого-ядерщика Зигфрида Хеккера из Стэнфордского университета, бывшего директора военной лаборатории в Лос-Аламосе, накопление урана говорит о стремлении Ирана создать ядерное оружие, что перечеркивает утверждения Исламской Республики о гражданской направленности своей атомной программы.

Тегеран пытается оправдываться тем, что он вынужден заниматься обогащением урана сам, поскольку он не может положиться на страны, обещавшие поставку сырья для атомной станции в Бушере. Получается, что таким заявлением Ахмадинижад обвинил российскую сторону, которая по условиям договора Москва должна была играть важную роль в обеспечении иранской АЭС ураном.

Согласно выводам американских спецслужб, Иран может создать ядерное оружие в период с 2009 по 2015 год. Тем не менее, для выработки из него оружейного плутония потребуется дополнительная «обработка». Кроме того, для производства боеголовки потребуется специальная технология, которой иранские конструкторы не располагают.

И хотя пока процесс находится под контролем, поскольку в стране присутствуют инспектора МАГАТЭ, однако существует опасение, что Тегеран может утаить многие подробности о своей ядерной программе, поскольку сами эксперты-энергетики свидетельствуют о нежелании Ирана сотрудничать с ними и отвечать на многие вопросы.

Заметим, что каждая новая установка очередной серии центрифуг действует на Израиль подобно красной тряпке на быка. Особенно с учетом прежних заявлений иранского руководства, в которых оно угрожало стереть его с лица земли. Какова же в этой связи вероятность удара по Ирану?

По мнению иранского президента Ахмадиниджада, этого не случится: «Что может вызвать войну?» – вопрошает он. Ничего, если принять во внимание избрание новым президентом США «миротворца» Обаму, выступающему за переговорный процесс с Ираном. Это значит, что теоретически Вашингтон не только не должен участвовать в подобной операции, но и вообще разрешить Тель-Авиву атаковать Исламскую Республику. Однако практически Обама не давал никаких гарантий того, что за время его правления американского удара по Ирану не будет. С другой стороны, чувство самосохранения Израиля может заставить его наплевать даже на мнение США и атаковать в одиночку. По крайней мере, подобные учения израильские военные уже проводили. И каждая новая очередь введенных Тегераном центрифуг повышает вероятность такого удара.

По мнению Парвиза Давуди, центрифуги Ирану нужны для «развития гражданской атомной программы», на фоне «беспрецедентных угроз со стороны врагов». На эти угрозы в сочетании с «мирной атомной программой» по его заявлению есть «Ракеты, изумившие мир и заставившие другие страны пересмотреть свое отношение к военному потенциалу Ирана».

По утверждению высокопоставленного иранского чиновника, «западные враги запугивают Иран, распространяя призрак падения цен на нефть на мировых рынках». По его словам, на это у Тегерана есть «противоядие». Это значительные запасы твердой валюты, которые помогут управлять страной в течение многих лет», а также «независимая экономическая система». По словам Давуди, по этой причине Иран оказался в числе стран, наименее затронутых ировым финансовым кризисом.

Однако падение цен на «черное золото» может отсрочить выполнение ядерной программы и развитие военного потенциала Исламской Республики. Напомним, что по данным экспертов, для получения промышленных объемов выработки обогащенного урана Тегерану потребуется установить 54000 центрифуг. Учитывая нынешние темпы введения их в строй, за год Иран сможет вводить в строй по 4000 центрифуг. Иными словами, для достижения заветной цели Исламской Республике потребуется минимум 12 лет, если ей не удастся ускорить этот процесс.

Судя по всему, сделать это из-за разразившегося мирового финансового кризиса будет очень нелегко. Напротив, темпы введения новых центрифуг могут даже замедлиться.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить