Иностранные легионы поддержат французскую экономику

Франция опутала сетью своих военных баз изрядную часть Земного шара. Согласно данным Лондонского Института стратегических исследований, по уровню постоянного зарубежного военного присутствия эта страна занимает 2 место в мире, после США.

Зачем Франции это нужно? Зачем она расходует огромные средства не только на содержание военных баз, а вообще на свои заморские департаменты и другие территории, где эти базы расположены? С этим вопросом "Правда.Ру" обратилась к заместителю директора Института военного и политического анализа Александру Храмчихину.

"Опираясь на эти базы в разных концах земного шара, - сказал он, - Париж стремится проводить свою, отличную от Вашингтона политику. Можно даже говорить о том, что Франция пытается вывести НАТО из-под американского влияния.

И это неспроста. В последнее время конкуренция за мировые рынки сырья и разного рода продукции обостряется. В том числе и между такими странами, как США и Франция. И действительно, если раньше французским интересам в третьих странах угрожал СССР, то теперь на его место встал Китай и, как это ни покажется странным, те же США.

За далекие заморские территории Франция держится не случайно. Ее флаг, развевающийся на всех континентах и океанах, символизирует собой амбиции великой державы с глобальными интересами".

Известно, что основу войск, находящихся за пределами страны, составляет Французский иностранный легион, в котором собственные граждане составляет не более чем треть. Поэтому в случае потерь, которые периодически случаются, французское общество реагирует на это гораздо спокойнее, чем, скажем, в Америке.

Следует подчеркнуть, что сегодня Париж имеет военные базы как в своих многочисленных заморских департаментах, так и в ряде стран Азии и Африки. В результате, опираясь на них, Франция может контролировать стратегически важные для нее регионы.

Особого внимания заслуживают базы за пределами французских владений. Большинство из них находятся в Африке. Самые крупные – в Джибути. Что позволяет Франции контролировать важнейшие судоходные пути в Европу из Персидского залива, включая транспортировку нефти.

Интересно, как эта страна посредством своих баз старается привязать к себе африканские государства. Ее военные ведут там подготовку кадров местных силовых структур и попутно оказывают военно-техническую помощь.

На втором по значимости месте у французов базы в Гвинейском заливе (Кот`д Ивуар, Габон и Камерун). В результате сохраняется военное присутствие как на западном, так и на восточном побережье континента.

Францию интересуют нефтяные месторождения, которые в том же Гвинейском заливе по запасам можно сопоставить с месторождениями Персидского залива.

Куда она тоже подобралась: в нынешнем году в ОАЭ открылась первая там военная база Франции. Итак, Красное море (Джибути) и Персидский залив. Это означает, что у нее в руках "нефтяной пульс" планеты.

Есть военная база и в Чаде, откуда Франция получает значительную часть закупаемого ею урана. Особо важным является присутствие в Индийском океане. Отсюда Париж контролирует все морские перевозки в регионе. Опираясь на военные базы ВМС и ВВС на островах Реюньон и Майотте.

Это один из крупнейших военных форпостов Франции в Африке. Который подрывает монополию США и Великобритании в регионе и позволяет Франции претендовать на изрядный кусок Антарктики.

Напомним, что в южной части Индийского океана находятся принадлежащие Франции острова департамента Кергелен, расположенные на пересечении путей между Африкой, Антарктидой и Австралией. Размещенные там французские держат под наблюдением почти весь Индийский океан.

И французы рассматривают Кергелен как плацдарм для будущего освоения Антарктиды. Аппетиты Парижа впечатляющи: он рассчитывает получить контроль над третью ледяного континента.

Теперь – о регионе Карибского моря и в частности, французской Вест-Индии, где находится ряд важных стратегических объектов, в том числе космодром Куру во Французской Гвиане и крупнейший в Карибском регионе нефтеперегонный завод Фор-де-Франсе на острове Мартиника.

Всего до недавнего времени в регионе находились почти 20 тысяч французских солдат. Интересно, что некоторые военные объекты этой страны расположены у самых границ США – на островах Сен-Пьер, Микелон (Атлантика), а также Клиппертон и Вилль-де-Тулуз (Тихий океан), где находятся станция радиоэлектронной разведки и база субмарин.

фото: Французская Полинезия
фото: Французская Полинезия

Потому Франция, по сути, контролирует Атлантику между Америкой и Европой, что не вызывает у Вашингтона радостных эмоций. Особую важность имеют территории, находящиеся в южной части Тихого океана, а именно Новая Каледония и Французская Полинезия. Французы упорно цепляются за эти владения, несмотря на то, что это обходится весьма недешево.

Но выгод - больше. Одна только Новая Каледония располагает четвертью мировых запасов никеля, а также крупными месторождениями урана и других металлов. А на полинезийских атоллах находятся и два пока законсервированных ядерных полигона Франции.

Иная роль отводится базам, расположенным в заморских департаментах. Там постоянно находится в общей сложности не менее 11 тысяч военнослужащих, относящихся к ударной группировке, и почти пятая часть всех французских ВВС. И сверх того - внушительный контингент жандармерии и сил безопасности. Для чего же все это?

А для того, чтобы оказывать давление на местных "строптивцев", которые своим немалым числом пытаются добиться независимости для своей страны. Стоит ли удивляться тому, что Франция не намерена в будущем убирать со своих территорий военные объекты?

О том же самом читайте на английской версии "Правды.Ру"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *