Секрет фирмы Лалик

На телеканале «Культура» состоялась премьера документального фильма «Лалик – властелин стекла». Рене́ Лали́к - французский ювелир и стеклянных дел мастер, один из выдающихся представителей ар нуво, человек, ставший брендом. Много времени прошло с тех пор, как этот бренд обосновался и в России.

Вопреки мещанским вкусам своего времени – Лалик начал работать после Первой мировой войны, он создавал свои динамичные, необычных форм произведения. Если первые его работы были выполнены методом "исчезающего воска", взятым им из ювелирных техник, то затем он разработал и внедрил на заводе в Винжен-сюр-Модере метод литья под давлением. Так были выполнены многие его скульптуры и вазы.

Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) - характерная особенность произведений Lalique. Но рецепт его изготовления до сих пор является "секретом фирмы".

Свой великолепный талант Лалик приложил и к созданию хрустальных флаконов для парфюмерной компании Коти и других. Nina Ricci по сей день пользуется хрустальными флаконами Lalique. Сегодня у бренда Lalique есть собственные ароматы, как например: Lalique De Lalique, Lalique Pour Homme или Amethyst.

В последние годы жизни Рене Лалик много занимался "крупными формами" - оформлением гостиниц, церквей, ресторанов. Пароход Normandie оформлен фирмой Лалик. Световые панели, люстры, бра, панели дверей, колонны, предметы сервировки, посуда, интерьерные украшения, фонтаны и многое-многое другое выпущено фирмой в 1930-40-е годы.

Секрет фирмы Лалик
Секрет фирмы Лалик

После смерти Рене Лалика его фирму возглавил сын - Марк Лалик, а затем внучка, Николь Марич-Авиланд. Именно она и сделала фильм о своем великом деде: «Все, к чему он прикасался, становилось другим, непохожим на земное».

«После всемирной выставки 1900 года никто не мог назвать себя любителем искусства, если не обладает хотя бы одной вещью, сделанной Лаликом», - записал в своем дневнике поэт Эдмон Арокур. Действительно, женщины и бабочки, украшающие стенды Лалика, произвели настоящую сенсацию. Кто-то восхищался, кто-то недоумевал, но в одном сходились все: он возвел ювелирное ремесло в ранг искусства. Его вдохновляла любовь к природе и к женщине – вот что давало ему новые идеи. «Всякий раз, как Рене влюблялся вокруг своей возлюбленной создавал целый воображаемый мир», - рассказывает Николь Марич-Авиланд.

Его клиентками были яркие личности – певица Эмма Кальве, поэтесса Рене Вивиан, Лилиан де Пужи и, конечно, Сара Бернар. «Он говорил, что они забавляют его, всегда несчастные, всегда поэты», - вспоминает внучка Лалика. Однажды ее дед написал в дневнике о своих клиентках: «Я понимаю их. Если бы я был женщиной, я бы вел себя так же». Он действительно понимал их и творил удивительно женственные украшения в стиле ар-деко.

Вместе с тем Лалик не считал, что его искусство предназначено лишь для избранных. «Народ – резервуар искусства. И поэтому надо приобщать его к искусству, вместо того, чтобы кормить ужасами, которые его развращают, - писал он. – Необходимо создавать доступные вещи, которые могут воспитать его вкус, популяризировать понятие эстетики».

Обсудить