Национальное достояние США видно с Луны

В американском штате Аризона 90 лет назад был учрежден Национальный парк «Гранд-Каньон». Одно из самых больших ущелий мира представляет собой настоящее чудо природы. Это единственная впадина в земной коре, видимая с Луны.

Отвесные стены великого каньона уходят вниз на глубину почти два километра. Его длина - 446 километров, а ширина доходит до 30 километров.

Этот каменный памятник природы за миллионы лет прорезала в толще известняков, сланцев и песчаников река Колорадо. Ученые установили, что изначально река текла по равнине, но в результате движения земной коры, около 65 миллионов лет назад, - плато Колорадо поднялось. В результате изменился угол наклона течения реки Колорадо, вследствие чего увеличилась её скорость и способность разрушать породу, лежащую на её пути.

Сначала река размыла верхние известняки, а потом принялась за более глубокие и древние песчаники и сланцы. Так и образовался Гранд-Каньон. Произошло это около 5-6 миллионов лет назад. Большой Каньон растет и сейчас - из-за продолжающейся эрозии.

Коренные жители Америки – индейцы знали о Гранд-Каньоне ещё тысячи лет назад. Здесь были найдены наскальные изображения, которые были созданы индейцами около 3 тысяч лет назад.

В 1540 году Гранд-Каньон был обнаружен группой испанских солдат, под командованием Гарсии Лопеса де Карденаса, путешествующих в поисках золота. Несколько испанских солдат в сопровождении индейцев племени хопи пытались спуститься на дно каньона, но вынуждены были вернуться из-за недостатка питьевой воды.

Спустя тридцать шесть лет здесь побывал еще один испанец – францисканский монах Франсиско Томас Гарсес. И на него дикий ландшафт навеял не столько восторг, сколько ужас. Название увиденному он подобрал простое – Гранд-Каньон, попросту «Большой каньон».

Дорогу в Большой Каньон в 1869 году проторил майор Джон Уэсли Пауэлл. Сначала он попробовал пройти всю теснину Колорадо, которая еще даже не была толком нанесена на карту. На четырех лодках Пауэлл вышел из Вайоминга с девятью спутниками, спустился до Колорадо по Грин-ривер и три месяца спускался по опасной и буйной реке. Трое его спутников не выдержали тягот путешествия, оставили свою лодку и поднялись на край каньона. Все они пали от рук индейцев.

Майор Пауэлл нашел результаты первого плавания удовлетворительными, и через два года пустился в новое путешествие. Вторично он прошел вниз по Колорадо не спеша, изучая геологию, занимаясь геодезической и топографической съемкой.

В 1919 году здесь был создан Национальный парк, принимающий ежегодно два миллиона гостей. Большинство проводят лишь несколько часов на краю каньона, но немалая часть посетителей парка все-таки спускается в теснину по утоптанной тридцатикилометровой тропе.

Правила гласят, что «если турист предпочитает удобства, ему не менее 12 лет и вес его не превышает 90 килограммов, он может нанять мула». На мула можно положиться – в отличие от «двуногих», он ни разу не оступится.

В начале тропы Кайбаб стоит знак, лаконично предупреждающий, что на всем дальнейшем пути не будет воды. У мыса Яки может показаться, что это не так уж и страшно, но тот, кто отправится на экскурсию без запаса питьевой воды, скорее всего, пожалеет об этом. Воздух в каньоне сухой, нещадно палит солнце, и лучи его отражаются от скал.

Люди, отправившиеся в длительное путешествие по Гранд-Каньону, должны быть настоящими романтиками, чтобы не согласиться с испанцами-первооткрывателями, которых, как нетрудно вспомнить, место это только разозлило.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *