Что читают наши дети? Выводы социологов

Какие книги читают наши дети

"Они ничего не читают!" — эту жалобу на современных детей и подростков можно услышать и от педагогов, и от родителей. Но действительно ли нынешние дети ничего не читают? Социологи считают, что происходит не кризис чтения, а смена его "модели". Разнообразие книг, которого не было у мам и бабушек, приводит к тому, что дети начинают четко разграничивать "книги для школы" и "книги для себя".

Американская организация National Public Radio провела онлайн-опрос, согласно результатам которого, серия книг о волшебнике Гарри Потере британской писательницы Джоан Роулинг возглавила список 100 лучших книг для детей и подростков. Второе место заняла трилогия американской писательницы Сьюзен Коллинз "Голодные игры", экранизации которой, как говорят, вскоре обгонят по популярности "Поттериану" и "Сумеречную" сагу (которая, кстати, занимает лишь 27-ю строчку рейтинга).

В России продолжают составлять свой список лучшей детской и подростковой литературы. Правда, произведения, из которых можно выбрать в ходе онлайн-опроса, принадлежат лишь перу русских писателей и поэтов. На данный момент на первых строчках находятся "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок" Ильфа и Петрова, повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие…", "Два капитана" Вениамина Каверина, "Алые паруса" Александра Грина, "Белый Бим Черное ухо" Гавриила Троепольского и "Идиот" Федора Достоевского.

Правда, эти книги, как и американский "топ внеклассного чтения", были выбраны взрослыми. А что предпочитают сами дети? Правда ли, что с появлением компьютера и развитием кинематографа дети разлюбили читать? Эту жалобу все чаще можно слышать от родителей и учителей: "Целый день сидит за компьютером, ничего не читает". В российском исследовании 2001 года на вопрос об отношении к чтению лишь десять процентов детей и подростков ответили: "Не люблю читать, ничего не читаю". Больше четверти (27,6 процента) выбрали ответ: "Нравится читать, много читаю". Чуть больше трети: "Люблю читать, но нет времени". Кстати, "сидит за компьютером" и "ничего не читает" никак не связаны между собой. Многие современные дети читают с экрана, о чем их родители почему-то не задумываются. Это красноречиво доказывает обилие отзывов о детской и подростковой литературе на сайтах бесплатных онлайн-библиотек от самих юных читателей: "Спасибо, очень понравилась книга! Сейчас пойду читать следующую, хотя время уже позднее и завтра в школу".

Читайте также: Бук-ридеры: Церковь одобряет?

Одна пятая опрошенных школьников рассказала, что тратит на чтение до получаса в день, еще треть — от получаса до часа, около 40 процентов — больше часа. Правда, любители эти — в основном младшеклассники. К десятому классу поклонников чтения остается только 17 процентов. Исследователи утверждают, что любовь к чтению едва ли не напрямую зависит от возраста. Чем старше ребенок, тем меньше времени у него занимает чтение "для себя". Но скажем честно, много ли вообще у детей в средних и старших классах времени "для себя"? В средних классах родители стараются загрузить их спортом и музыкальным образованием "для общего развития". Отстающие по каким-то предметам нередко уже с этого возраста занимаются с репетиторами. А в старших классах начинается интенсивная подготовка в вуз, когда подростки нередко не успевают есть и спать, а на подготовительных курсах от них требуют: "Забудьте все, что вам рассказали в школе, и решайте уравнение так, как я показываю".

Смена модели чтения, о которой говорят социологи, заключается как раз в разделении "делового" и "досугового" чтения. К несчастью, со средних классов у большинства детей начинается отторжение уроков литературы. Причин здесь много. И нечуткий учитель, который превращает "разбор произведений" классиков в морализаторство и повторение заученных фраз. И сама программа, которая не меняется десятилетиями — а между тем, выходят новые, интересные книги, и дети, возможно, с охотой обсудили бы именно их. В результате чтение начинает делиться на "чтение для дела, чтобы успевать в школе", и "чтение для себя".

К "деловому чтению", увы, почти всегда относятся произведения классиков. Правда, по наблюдениям, в доме, где взрослые сами с удовольствием читают классику, дети обычно охотно приобщаются к ней. Но много ли вы знаете взрослых людей, которые на досуге перечитывают Достоевского и Толстого? Не удивительно, что дети тоже воспринимают "программную классику" как каторгу. А вот "чтение для себя" может быть любым, в зависимости от интересов ребенка. Бывает и так, что дети 10-12 лет "проглатывают" книги по истории религий или естествознанию. "Моему младшему сыну девять лет, — рассказывает Кира. — Так он читает, в основном, научно-познавательную литературу — энциклопедии. На каникулах подсунула ему сказки братьев Гримм (они небольшие и с картинками). Сынуля прочитал их за три секунды (утрирую) и со спокойной совестью принялся за очередную энциклопедию".

Статистика, правда, показывает, что дети этого возраста отдают предпочтение книгам про зверей и природу, а также приключенческим романам о путешествиях ("Пятнадцатилетний капитан", "Робинзон Крузо"). Подростки постарше читают детективы, фантастику, развлекательную литературу и книги об их сверстниках ("Баранкин, будь человеком!", "Витя Малеев в школе и дома"). Удивительно, но фэнтези дети и подростки пока читают все-таки реже, чем классику.

Есть и печальные новости. Благодаря обилию техники и визуальной рекламы вокруг, у подрастающего поколения меняется восприятие печатного текста и информации. Все чаще приходится сталкиваться с явлением "клипового сознания", о котором говорят последние десять лет, — восприятие становится поверхностным. Возрастающий темп жизни требует от детей и подростков умения быстро переключаться, ни на чем не задерживая внимание. В результате они привыкают не читать, а выхватывать из текста "куски", чтобы по ним составить самое общее впечатление. Детям все труднее концентрироваться на многостраничном тексте, особенно на неторопливых повестях и романах.

Читайте также: Люди, которых нельзя научить читать...

По этой же причине продолжает возрастать интерес к комиксам, доля которых в репертуаре чтения у младших школьников значительно увеличивается. На читательский выбор детей не может не влиять и киноиндустрия. В книгах они ищут те же захватывающие дух сюжеты, которыми изобилует кинопрокат и телевидение: фантастика, мистика и "ужастики", детективы. С начала 2000-х у детей и подростков особенно популярными стали серии книг вроде "Детский детектив" и "Черный котенок", а также многочисленные и, увы, не слишком качественные фэнтези-романы. К счастью, некоторые авторы этого жанра оказываются настоящими мастерами слова. Если ребенку посчастливится найти и полюбить их книги, за его грамотность и богатство речи можно не беспокоиться. В жанре фэнтези есть признанная классика: Джон Рональд Руэл Толкин, Роберт Асприн, Роджер Желязны, Вячеслав Крапивин и многие другие.

Социологи отмечают и другую интересную тенденцию: даже у детей и подростков чтение становится все более "гендерным", зависящим от пола. Этому факту до сих пор не уделяли должного внимания. Хотя, наверное, все слышали шутку о том, что в "Войне и мире" мальчики всегда пропускают любовные сцены, а девочки — батальные. Младшие школьники с одинаковым удовольствием читают рассказы Драгунского, "Незнайку в Солнечном городе" Носова, повести Астрид Линдгрен и Эдуарда Успенского. Но чем старше дети, тем более значимыми становятся различия в чтении мальчиков и девочек. Особенно это касается подросткового возраста.

"Не надо мне про любовь! — сердится мальчик-шестиклассник. — Не буду я читать вашу "Дикую собаку Динго". Мальчики этого возраста предпочитают читать приключенческую литературу, книги про компьютеры и электронику. Немного отстают по популярности фантастика и фэнтези (Сергей Лукьяненко, Андре Нортон, Ник Перумов, Дмитрий Емец) и "ужастики" вроде Стивена Кинга и менее заслуженных авторов.

Девочки же читают романы. Только речь, к сожалению, идет не о "Евгении Онегине" или "Анне Карениной". Имеются в виду книги "из взрослой" (или подростковой) жизни, в которых главная героиня — взрослеющая девушка или женщина. Конкретный список авторов и произведений меняется с течением времени. В 80-90-е годы это были романы Шарлотты Бронте, Жорж Санд, Маргарет Митчелл и другие. В 2000-е и 2010-е годы фаворитами становятся серии "Романов для девочек" (к примеру, сестер Воробей), "Любимые книги девочек", "Школа в Ласковой Долине" Фреснин Паскаль (о сестрах-близнецах из американского городка) и романы про трех подружек Элли, Магду и Надин авторства Жаклин Уилсон.

Автор Анна Заславская
Анна Заславская — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру