Продюсер: В кино инвестируют только друзья и психи

Продюсер о "подводных камнях" кинобизнеса

Найти деньги на кино практически невозможно, но основная проблема не в этом. Российское кино не показывают в кинотеатрах, не очень охотно покупает телевидение. Его, как правило, игнорирует Запад. В таких условиях случайные люди в профессии не задерживаются. Слишком хлопотное и непредсказуемое занятие… О "подводных камнях" кинобизнеса рассказывает генеральный директор продюсерского центра "Хорошо Продакшн", член ЕАФ, член СК России Наталья Иванова.

— Быть продюсером модно, но насколько это сложно? Может быть, проще быть исполнительным продюсером?

— Насчет профессии Продюсера (я не случайно написала это слово с большой буквы, потому что уверена, что без грамотного продюсера хорошему фильму не быть), для массового сознания работает фраза "фильм снят, и на этом все закончено". Только продюсеры знают про тот извилистый и трудный путь от зарождения замысла и до первого публичного показа. На это, как правило, уходит не менее трех лет и полная неопределенность впереди: как сложится судьба картины в прокате, купит ли фильм телевидение и много других вопросов.

Но, несмотря на это, профессия эта сегодня в моде, точнее сказать востребована. Сейчас необходим новый подход к этой деятельности, а точнее сказать, к тому интеллектуальному багажу, которым должен обладать продюсер: свободно общаться на английском языке, быть хорошо образованным, ответственным человеком, умеющим организовать профессиональную команду. А главное — любить кино! Без последнего все становится бессмысленным.

Наверное, я нарисовала сейчас образ идеального продюсера, но при сегодняшней конкуренции другим тут не задержаться. Мне лично нравятся молодые. Они заряжены положительной энергетикой, а научить при желании всегда можно. У нас в компании "Хорошо продакшн" именно такие продюсеры, с другими мне и не приходилось работать. Сегодня многие вузы выпускают таких специалистов, и продюсеры работают не только в кино, но и на телевидении, в театре, в шоу-бизнесе. В общем, фронт работ очень широк, было бы желание работать!

— А много ли случайных людей в вашей профессии?

— Случайные люди в кинобизнесе, как, впрочем, и в других сферах, есть. Они пришли из хозяйственных, из силовых структур. Наверное, им кажется, что наличие денег, которые они принесли на проект, дает им право представляться продюсерами и ощущать себя таковыми, влиять на режиссера и процесс в целом. Но я не вспомню ни одного фильма, который имел долгую и счастливую жизнь и при этом был бы сделан по заказу или по желанию таких продюсеров.

Наше сообщество невелико, и мы все друг друга знаем. Слава Богу, мало случайных людей оседает в этом бизнесе. Быстрых и шальных денег здесь не заработаешь. Скорее потеряешь. Не открою секрета, если скажу, что хороший исполнительный продюсер — это основной игрок, на котором держится производство фильма в целом. От его организаторских способностей будет зависеть, уложились ли мы в планируемый бюджет или нет, в каких статьях мы можем экономить и сколько, где и в каких условиях проживают режиссер, вся группа и пр. Да, он на проекте исполнитель, и в его задачу не входит поиск денег на фильм, но сделать фильм в установленную смету и в срок, отчитаться — это очень серьезно. В подтверждение скажу, что все фильмы нашей компании сделаны Марией Ксинопулой. Она прекрасный исполнительный продюсер, выпускница ГАУ, защитила кандидатскую диссертацию во ВГИКе.

— Насколько сегодня сложно найти инвесторов в кино? Как с этим было раньше, и какие пути выхода из ситуации возможны?

— Если еще лет пять назад можно было найти инвесторов на тот или иной проект, то сегодня, во времена жесточайшего кризиса и тотальной невозвратности вложенных средств, это сделать почти невозможно. Во-первых, потому что у нас в России кинобизнеса, в рыночном понимании этого вопроса нет: мало кинозалов, высокие проценты по кредитам, нет закона о меценатстве, проблема с кадрами в отрасли. Отбиваются в прокате, если мы сейчас говорим о российском кино, один-три коммерческих проекта, в основном анимационные.

Классического инвестора ведь всегда интересуют условия возврата денег, а при таком положении дел в индустрии ни один уважающий себя продюсер не рискнет брать на себя ответственность обещать их возврат, тем более от авторского или детского кино. В этой ситуации инвесторами могут быть либо хорошие друзья, либо сумаcшедшие люди, которые ничего не знают о русском кинобизнесе! Поэтому у нас главный спонсор — государство, потому что оно дает невозвратные деньги. Что же касается коммерческих проектов, блокбастеров, то тут дела обстоят чуть лучше. Потому что здесь есть, что показать и рассказать будущим инвесторам: от участия в проекте зарубежных звезд до умопомрачительных зрелищных съемок.

Сейчас главным киноинвестором для всего мира является Китай с его деньгами и миллиардной аудиторией. Наши мейджоры тоже стараются не отстать в этой гонке за китайскими деньгами. Уже подписан договор на совместное производство и прокат фильма "ВИЙ-2. Путешествие в Китай", который будет делаться совместно.

Вы спрашиваете меня, что же делать в этой ситуации нам, продюсерам? Мой ответ такой: несмотря на санкции и мировой финансовый кризис, единственным перспективным направлением поиска денег остается копродукция — совместное производство. Эта модель работает уже давно и показала себя с хорошей стороны. Россия является членом ЕВРИМАЖ, исправно платит в эту европейскую организацию немалые взносы, а значит, мы имеем полное право на получение финансовой поддержки и получаем ее, если удалось сформировать копродукционный проект.

Когда мы готовили наш фильм "Две женщины" режиссера Веры Глаголевой с участием замечательного актера Рейфа Файнса, мы получили деньги от ЕВРИМАЖ. И уже потом положительное решение ЕВРИМАЖ позволило нам привлечь еще и английского инвестора. Международное сотрудничество не только позволяет реализовать фильм, но и обогащает его интеллектуально, придает ему масштабность и статус. Чтобы копродукция стала для нас нормой, нужна политическая воля и выделенный на эту строку бюджет, пусть даже небольшой, стартовый!

— 2016 год объявлен в стране Годом кино, какие-то шаги сделаны навстречу кинематографистам?

— Сегодня много говорится о том, что 2016 год — это Год кино в России. Недавно я летела из Еревана и слышала эти, простите за откровенность, пустые слова, пафосно произнесенные молоденькой стюардессой. Вот если бы в Год кино, пассажиры всего самолета могли смотреть российские фильмы — это было бы наполнено конкретикой! А пока ничего не меняется в лучшую сторону ни для нас, продюсеров, ни для зрителей.

По моим ожиданиям, в этом году, будет запущено в производство меньше российских фильмов, чем в прошлом, часть фестивалей сокращена по причине экономии бюджета, телевизор окончательно подсел на сериалы. Наше кино там днем с огнем не увидишь. В общем, половина Года кино уже прошла, итоги не за горами…

— Многие продюсеры уповают на интернет-показы. Есть ли у вас перспективные взгляды на это? Видите, для себя что-то интересное?

— Как тут не видеть и не уповать. Прогнозы таковы, что в ближайшем будущем по различным гаджетам, по интернету будут смотреть кино более двух миллиардов человек. Это ведь аудитория, которая реально платит за каждый просмотр! Надо к этому быть готовым. Мы к каждой своей картине делаем субтитры и активно работаем с интернет-платформами по продаже фильмов, но только после проката в кинотеатрах.

— На Международном кинофестивале в Москве вы показали зрителям свой новый фильм под названием "Тэли и Толи", который снимали на Кавказе. Почему именно этот фильм? И где его можно будет еще увидеть?

— Когда я прочитала сценарий фильма, то поняла, что очень хочется это сделать, давненько такого не было. На первый взгляд это простая житейская история, которая происходит на границах двух заброшенных сел — осетинского Толи и грузинского Тэли, где живут простые и даже наивные люди, которых сегодня пытаются разделить официальной границей, а они хотят жить в мире и согласии. А по итогу, фильм о том, что такое дружба, память, жизнь и смерть, и какой след на этой земле оставляет каждый из нас.

Я очень загорелась этой историей, но одного желания, как вы понимаете, недостаточно. Кинопроизводство довольно дорогостоящее дело, поэтому проект встал. Денег не было. Но случилось так, что Министерство культуры в 2014 году объявило конкурс, и одна из его тем удачно совпала с проектом "Тэли и Толи". В результате мы получили финансирование.

Режиссером фильма стал Александр Амиров — это его первая картина, хотя в кино он большой дока. У него уже есть премия "Золотой Орел" за монтаж фильма Олега Погодина "Дом". Александр закончил режиссерские курсы мастерской Владимира Хотиненко, он подкованный и грамотный молодой режиссер. А когда я поняла, что нам навстречу пойдет все руководство Северной Осетии, то сомнений в том, что фильм получится, у меня не осталось. Нам помогали многие люди, нам везде были рады — гостеприимно встречали актеров, вкусно кормили. Кавказ — это другой мир, свои традиции, радушие, сердечность. В конечном результате, по-моему, это отразились и на картине в целом. В картине много национального своеобразного кавказского юмора. Мы хотели донести эту историю до зрителей через смех и слезы, как и бывает в жизни. Прокат картины в кинотеатрах страны начинается уже сейчас, с 1 сентября. Примечательно то, что наш мировой дистрибьютор сделал первую продажу фильма англичанам, которым все оказалось понятно. Перевод картины на английский язык есть, так что не исключено, что фильм скоро покажут и в других странах. А пока собираем призы и зрительскую благодарность на российских фестивалях.

Беседовала и подготовила к публикации

Автор Анжела Якубовская
Анжела Якубовская — журналист, сценарист, корреспондент, автор Правды.Ру *
Обсудить