"В каждом из нас внутри сидит продюсер". Интервью с Надеждой Копытиной

"В каждом из нас внутри сидит продюсер"

Как "остаться в игре" после банкротства? Первая российская женщина-миллионер, основатель и президент группы компаний "Лёдово" Надежда Копытина считает, что "размениваться по мелочам" — отличная возможность найти себя в жизни. Надежда побывала в видеостудии Pravda.Ru и побеседовала об этом с главным редактором нашего издания Инной Новиковой.

— Надежда. вы утверждаете, что нужно инвестировать в себя, в детей. У вас их трое, у меня тоже. И я, честно говоря, считаю, что важно понять, чем хотят заниматься твои дети, помочь им выбрать правильную дорогу, которая приведет к успеху и душевному комфорту. Для вас важно, чтобы дети продолжили ваше дело? Или важнее, чтобы они просто нашли себя в этой жизни?

Я никогда не стремилась к тому, чтобы дети продолжали мое дело. Я читала о владельце Цирка дю Солей. Он продал 90 процентов своего бизнеса, потому что понял, что никто из его, по-моему, пяти детей не хотел продолжать им заниматься. Хороший, очень хороший пример в плане развития отношений с детьми. Отец собрал семейный совет, причем кто-то из его сыновей даже работал или работает в этом бизнесе. Никто не сказал: "Я готов продолжить". Тогда отец принял решение продать 90 процентов акций Цирка дю Солей и сконцентрироваться на инвестициях, благотворительности и, по сути, на развитии собственных детей.

Когда мы принимаем то или иное решение, как поступать с детьми, для меня очень важно поддержать их в их стремлениях. Сейчас моей старшей дочери 23 года, я вижу, что она находится в поиске, вижу ее сильные стороны и понимаю, что моя задача — все время напоминать ей о них, а не помогать ей решать ее собственные задачи. С ними она должна справляться сама.

Легко говорить людям об их недостатках. Я же в последнее время тренируюсь видеть их сильные стороны. Я поняла, что команду, например, можно сделать мощной, если ее участникам постоянно напоминать о том, в чем он сильны.

Как возникают конфликты? Что-то не получилось, возникла проблема, сработал внешний фактор. Сотрудники начинают ругаться. Просели продажи — можно обвинить в этом службу маркетинга: не так назвали продукт, не так упаковали, выложили не на ту полку. Те, в свою очередь, найдут отговорку: отвечающие за закупки нас вовремя не обеспечили товаром… Замкнутый круг. Что мы породим в итоге? Междоусобицу внутри команды. Трясет бизнес в целом, а тут мы сами еще и раскачиваем эту лодку изнутри.

Я поняла, что лучшее средство в данном случае — напомнить сотрудникам о том, кто в чем силен: "Ты умеешь классно переговоры вести. Ну, договорись, пожалуйста, с поставщиками, чтобы они нам товар раньше поставили. А ты умеешь вовремя сдавать отчеты, балансы", и т. д. Если человеку сообщать в тот момент, когда его очень сильно трясет, о его сильных сторонах, у него возрастает самооценка. Надо не забывать в такие моменты укреплять людей.

Я поняла, что в этом и состоит функция руководителя. Почему крупные корпорации очень часто берут на должность вице-президента умудренных жизнью седых людей? Они очень спокойные, абсолютно спокойные. И рядом с ними успокаиваются другие.

— Мы как-то незаметно перешли с темы детей на тему сотрудников…

— Это почти одно и то же. Поэтому я и концентрируюсь на их сильных сторонах. Даже комплимент надо выстраивать таким образом, чтобы в нем не было ни капли подхалимства. Надо говорить о главном.

— Чтобы человек, воодушевившись, с новыми силами принялся за работу.

— Да, и открылся. Так получается лучше взаимодействовать. Что же до слабых сторон, то я, например, всегда мирилась с ними. Есть человек, с которым что бы ты ни сделал, все равно будет опаздывать. Зачем заставлять его лукавить? Я его принимаю таким, какой он есть, потому что он креативный, потому что выстраивает логические цепочки последовательных действий, потому что он может предложить такой план действий на ближайшие 20 лет, который не предложит никто другой. Да, при этом он опаздывает, он сыплет крошки, когда ест. Меня это раздражает, но я готова ничего не замечать, потому что в главном он "о-го-го". И поэтому мне интересен именно этот человек, и никакой другой. Каждому — свое. Владелец, руководитель должен быть мудрым.

— И еще психологом. Применительно к женщине это особенно уместно.

Да. И еще обладать личным жизненным опытом.

— Человек учится на том, что принимает решения в ситуациях, которым его не учили. Я с удивлением узнала, что у вас была едва ли не фобия на принятие каких-либо решений, что многие годы вы стремились получить одобрение своих действий со стороны окружающих, что вообще у вас был чуть ли не комплекс жертвы. С вами нынешней это совсем не вяжется.

— Ну, что было, то прошло… Мне думается, что все те задачи, которые изначально были передо мной поставлены, сейчас трансформировались в нечто другое. Для меня сегодня очень важно найти себя новую, найти дело, которым бы я увлеклась на ближайшие 50 лет. Чтобы я с таким же увлечением изучала его, как когда-то изучала морепродукты и, основываясь на полученном опыте, запустила еще не один яркий проект.

Например, в свое время компания "Ледово" построила агрокомплекс замкнутого цикла, один из лучших в Европе. Он существует и по сей день, в нем выращивают свежие грибы, их перерабатывают и замораживают. К нам "на смотрины" приезжали голландцы, они поставляли свои технологии по выращиванию и компостированию. А приехали потому, что мы, сами того не ведая, сделали уникальный проект, соединив воедино компостирование, выращивание и переработку.

В Голландии очень четкое разделение труда: те, кто занимаются компостом, не занимаются выращиванием. Компостирование — отдельный бизнес, постоянный, стабильный и очень интересный. Мы же пошли другим путем, построив агрокомплекс буквально в чистом поле. Привезли технологии, усовершенствовали их.

А агрокомплекс мы решили построить потому, что были напуганы кризисом 1998 года, когда мне стало ясно, что бизнес не может строиться только на импорте. Это валютные риски, ничем не защищенные. Чувство испуга и привело к тому, что в 2000 году на свет появился агрокомплекс. Единственное, "железо" было импортное, за инженерной поддержкой приходилось обращаться в Голландию или Англию. Но мы постоянно обучали сотрудников, чтобы быть самостоятельными, независимыми. И часто наш персонал улучшал, совершенствовал системы, которые были установлены.

Я вообще обожаю сотрудничать с представителями инженерной мысли. Один из моих партнеров был физиком-криогенщиком, и мы всегда находили с ним интересные решения. Тогда я и поняла, что инновации — это мое. Что мне не страшно начинать дело, которое я раньше не делала, что я способна этому научиться, а научившись, научить ему и других людей. Эта смелость, наверное, безбашенная, но она пробивает. Пробивает, и можно очень быстро бежать.

А если рядом с тобой команда, которая качественно исполняет поставленные перед ней задачи, можно и стену пробить. Правда, стену, в которую мы уперлись в 2008 году, пробить не удалось. Наверное, бензин к тому времени закончился.

— Риски — они всегда есть.

— И поэтому мы опять возвращаемся к постулату: бизнес — занятие очень рискованное, но в то же время очень интересное. Это азарт: есть новая идея, давайте ее реализуем!

— Это и закон бизнеса, чем выше риск, тем больше доходность. Но возможен и консервативный подход, очень спокойный.

— Когда говорят, что есть огромное количество людей, которые не знают, чем заняться, то, на мой взгляд, эти люди ведут себя очень консервативно. Они не подвергают себя никаким новациям, не хотят ничего изучать и экспериментировать. Вспоминается анекдот, когда человек обращается к Богу: "Ну, как же? Я такой послушный, такой хороший. Почему ты мне не помогаешь?" А Бог говорит: "Лотерейный билет купи. Хоть что-то сделай, иначе что я могу тебе дать?"

Сделайте хоть какой-то шаг, пойдите и купите пять платьев, научитесь кататься на коньках. Сделайте, хоть что-нибудь, чтобы изменить привычное течение вашей жизни.

— Вы сказали: "Я хочу 50 лет заниматься чем-то новым, найти что-то еще". Не боитесь разбросаться? Вообще-то, есть много всего: и песни, и танцы, можно слетать в космос, фильм снять.

— Получаемый опыт и "разменивание" по мелочам" — совсем не одно и то же. Есть справедливое утверждение: "Ни от чего не зарекайся". Никто не знает, какие испытания ожидают тебя впереди.

Я очень рада, что достойно прошла через трудные испытания, что приобрела опыт, зачастую такой, что не пожелаю его другим. благодаря этому опыту стала и сильнее, и спокойнее, и красивее. Но, признаюсь, бывает и так, что сам накликаешь на себя беду.

Другими словами, чего боишься, то и случается.

— Вот именно. Я очень боялась банкротства. Готова была все отдать, только чтобы этого не случилось. И что? Все отдала, банкротство пережила. Сейчас счастливая, готова к новым действиям, развитию и получению нового опыта.

Говорят, когда распыляешься, ты жизнь пускаешь под откос. Мне же надо было через все это пройти. Не берусь судить, разменялась ли я, попробовав себя и в роли певицы, и художника, и продюсера кинофильмов. Зато я поняла, что мое призвание — это продюсирование. Я человек, который умеет продавать, продвигать, привносить нечто новое.

Продюсер — это как волшебник, у него все время под рукой волшебная палочка. Он всегда может решить любую проблему. Я поняла это, когда выступила в роли продюсера художественного фильма. Продажи, которые мне всегда удавались, это то же продюсирование. Я продюсер своей жизни, и поэтому не боюсь размениваться. Я считаю, что мой путь соткан из поиска. Поиска себя, чего-то лучшего, и в этом поиске я еще что-то открываю для себя. Когда я бросаю взгляд на пережитое, я понимаю, что впустую не потратила ни минуты, каждая из них что-то мне дала. Как это можно назвать "размениваться"?

— Напрашивается вопрос: выбор нового пути вы делаете интуитивно, исходя из внутреннего чутья, накопленного опыта и общего ощущения жизни? Как вы определяете для себя, что именно станет для вас следующим этапом?

— Ну, что касается продуктов, то я уже поняла, что еще можно сделать. Там есть интересные задачи.

А еще поняла, что нельзя полностью уходить в "виртуальный мир". Сейчас это модно, но мне не очень свойственно. Важно создавать материальные продукты. Кто-то должен оставаться в офлайне. Потому что если мы все уйдем в онлайн, кто будет оказывать услуги? Если бы можно было нажать на кнопочку на компьютере, и он выполнил твое желание, тот же маникюр тебе сделал. Нажал на другую — и у тебя чистота в доме… Возможно, когда-нибудь так и будет, и нам это, в итоге, придется по душе. Но я-то хочу по-другому, я хочу, чтобы хоть иногда были разбросаны вещи. Потому что человек так привык, ему так нравится.

— То есть, некий симбиоз высокотехнологичного виртуального и привычного материального…

— Я считаю, что материальное обязательно должно остаться. Я просто вижу, как меня сейчас увлекают технологии, уход в виртуальный мир. Там очень комфортно, сидишь, как в своем домике, не надо ни с кем выяснять отношения, никто не кричит.

В общем, я поняла, что в виртуальном мире очень комфортно. Хожу обучаюсь, занимаюсь, тренируюсь, развиваюсь. Но понимаю, что, даже получая сейчас огромное удовольствие в виртуальном мире, я не буду удовлетворена, если я не увижу плодов материальной жизни — чашки, букета цветов….

— Настоящих, живых ароматных цветов.

Да.

— Их запах, он делает человека счастливым и радостным.

— И не только меня, но и всех окружающих.

Читайте также:

Надежда Копытина: "Королева крабовых палочек"

Чтобы выйти из кризиса, меняй ход действий

Интервью к публикации подготовил Сергей Шаров

Беседовала

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить