Воровство бюджетных денег в сфере исполнения наказаний

ФСИН - черная дыра в российском бюджете?

Российская система исполнения наказаний — самая закрытая структура нашего общества. Осуществление надзора в этой сфере — дело сложное, порой невыполнимое. В СМИ попадают лишь самые резонансные истории, в то время, как весь айсберг коррупции остается под мутной водой. Каким образом сотрудники ФСИН наживаются на заключенных и государственном бюджете?

В федеральном бюджете на 2013 год на содержание системы ФСИН было заложено 215 ммиллиардов рублей. А на финансирование всего российского здравоохранения — 282 миллиарда.

Впрочем, ошибкой будет полагать, будто сами заключенные много получают от этого обильного финансирования: на питание одного арестанта в месяц полагается всего около 1000 рублей. По количеству заключенных Россия опережает большинство стран, занимая третье место в мире по абсолютному количеству заключенных (862 тысячи), и восьмое — по процентному соотношению — 447 заключенных приходится на 100 тысяч населения.

К сожалению, эта сфера стала благодатной почвой для финансовых злоупотреблений. И не удивительно — система исполнения наказаний остается самой закрытой, непрозрачной структурой, проконтролировать которую непросто даже уполномоченным комиссиям, не говоря уже о широких слоях общества. Только за 2012 год в ходе проверки ФСИН, проведенной после отставки бывшего ее руководителя, Александра Реймера, было выявлено хищений из бюджета на сумму более 10 миллиардов рублей. (Об этом заявил в начале года новый начальник ФСИН, Геннадий Корниенко. А сколько еще фактов коррупции укрылось от глаз проверяющих органов — остается лишь гадать.

Читайте также: Нужна ли России очередная амнистия

Каким образом воруются бюджетные средства чиновинками ФСИН? Есть несколько распространенных механизмов.

Прежде всего, через систему госзакупок. Например, недавно широкую огласку в СМИ получила история о том, что ФСИН закупала по завышенным ценам интегрированные системы безопасности. Обнаружилось, что из 17 закупленных комплексов пригодными к эксплуатации являются только два. На закупку было потрачено 1, 2 миллиарда рублей, впоследствии эти средства были обналичены и выведены за рубеж. Было выявлено, что компании, поставившие это оборудование, были связаны с одним из лидеров балашихинской ОПГ. Представители ФСИН заявили, что закон не содержит никаких ограничений, касающихся личности владельцев компаний-поставщиков. Хорошее оправдание.

Закупка электронных браслетов, с помощью которых осуществляется контроль за лицами, находящимися под домашним арестом. Тут, по мнению следствия, было похищено около 1, 3 миллиарда рублей.

Увод бюджетных средств производится посредством ФГУПов, оказывающих посреднические услуги по закупке оборудования и продовольствия для нужд ФСИН. При ФСИН действует около 20 таких организаций. Они закупают все необходимое по одним ценам, а для ФСИН продукция поставляется по совсем другим ценам — завышенным, и не соответствующим реальному качеству продукции. И если дело об электронных браслетах вскрылось благодаря тому, что некачественное оборудование грозит побегами заключенных, что крайне нежелательно для любого начальника СИЗО или колонии, то в деле закупок продовольствия царит полный произвол — на жалобы заключенных, как правило, никто внимания не обращает, а начальникам колоний, получающих просроченную, некачественную продукцию, жаловаться боязно — опасаются за свое место.

Впрочем, начальники колоний имеют свои способы "заработка".

Бывает, что в колонию поступают бюджетные средства на ремонт и переоборудование. Например, на то, чтобы установить во всех бараках стеклопакеты на окна. Кажется, что "освоить" эти средства невозможно — любая проверка выявит фактическое отсутствие этого ремонта. Делают так — собирают аналогичный объем средств самих заключенных, с их родственников, под обещание досрочного освобождения, например. Ремонт производится. Заключенные думают, что он сделан на их средства, комиссия — что на бюджетные.

Труд заключенных — еще один неиссякаемый источник обогащения лагерного начальства. Если в советский перерод, заключенный, трудящийся в ГУЛАге получал около 250 рублей ежемесячно(в ценах до 1953 года-ред.), при условии выполнения установленных норм, что являлось вполне адекватной зарплатой даже для воли, то сейчас средняя зарплата в российских колониях, чаще всего, составляет около 100-200 рублей в месяц. То, есть, труд заключенных, фактически, является бесплатным. При этом нельзя утверждать, будто он повсеместно носит принудительных характер: где-то, вправду так, но во многих колониях, напротив, ощущается серьезный дефицит рабочих мест — заключенные даже встают в очередь за работой. Зачем им это нужно — ну, прежде всего для получения положительной характеристики, для УДО. Да и время быстрее идет за работой.

Порой, начальник колонии может просто списать рабочее оборудование и продать его, кладя деньги себе в карман. При этом количество рабочих мест в колонии сокращается, и заключенные повисают на шее у государства, вместо того, чтоб производить товары. Так же, использование старого, неэффективного оборудования значительно снижает производительность труда заключенных. Ну и отсутствие денежного вознаграждения не прибавляет рабочего энтузиазма.

Кроме того, это способствует волне рецидивов среди отбывших наказание — сейчас человек, освободившийся из колонии, может рассчитывать только на помощь родственников и ли друзей, и даже если они есть, то не всегда способны направить его в верном направлении. Если же заключенный мог накопить какие-то средства, находясь еще в колонии, то вероятность повторного совершения им преступления автоматически бы снижалась — ведь в числе основных причин рецидивов правонарушений, называют необеспеченность жилищно-бытовыми условиями после освобождения.

Своими мыслями относительно коррупции в ФСИН с "Правдой.Ру" поделился Кирилл Кабанов, председатель общественной организации "Национальный антикоррупционный комитет":

"По своим объемам эта коррупция придерживается среднестатистического уровня. Такой беспредельной коррупции, как в закупках для социальной сферы, здравоохранения тут нет. Даже если мы возьмем медицину ФСИН — на нее выделяется так мало средств, что кондиционерам просто не развернутся.

Пути искоренения коррупции везде одинаковы — максимальная прозрачность, прежде всего — внешний, и взаимодействие внешнего и внутреннего контроля. Одно из средств — это стимулирование работы в этих учреждениях, потому что сейчас по уровню заработной платы ФСИН серьезно отстает от других силовых ведомств. Учитывая, что эта работа — достаточно напряженная, мягко говоря, и опасная и тяжелая, особенно в отдаленных лагерях и зонах. Но государство просто пользуется тем, что в той местности нет другой работы."

Также ситуацию прокомментировал Владимир Осечкин, создатель социальной сети для заключенных и их родственников — Gulagu.net

"На данный момент у коррупционеров из ФСИН существует несколько основных источников дохода. Первое — это те денежные средства, которые выплачивают родсвенники заключенных и сами заключенные. Это и торговля условно-досрочным освобождением — это уже целая индустрия, целый бизнес. Многим приходится платить взятки за хорошую характеристику, а в случае, если он откажется, его просто поместят в штрафной изолятор по пустячному предлогу, что лишает его шансов на УДО.

Второе — это пронос запрещенных предметов на территорию колонии сотрудниками ФСИН — вплоть до мобильных телефонов и наркотиков. Третий момент — это торговля безопасностью: на примере Копейска стало известно, что родственники заключенных той колонии были вынуждены платить ежемесячно до 30000 рублей за то, чтобы их родных не подвергали пыткам и избиениям со стороны т. н. "зондер-команды".

Так же, есть отдельная тема, которая связана с эксплуатацией промышленной территории. Мы знаем, что в России около 500 исправительных колоний, каждая из которых обладает промзоной. На территории этих промзон, как правило, располагаются незарегистрированные, нелегальные цеха, где неофициально эксплуатируется труд заключенных.

Огромная статья коррупции — это хищения, связанные с государственными закупками.

Общество и правоохранительные органы могут повлиять на ситуацию — прежде всего, перезагрузка ОНК, с тем, чтобы в их составе было не более 10 процентов бывших сотрудников ФСИН, а большей частью были юристы и правозащитники. Второе — это перезагрузка общественных советов ФСИН, их региональных подразделений. И третье — это создание системы защиты заявителя о коррупции внутри ФСИН, чтобы и заключенные, и сотрудники, которые говорят и коррупции и хищениях, чтобы этих людей не подвергали репрессиям"

Одним словом, на данный момент ФСИН является крайне неэффективной структурой, которая висит тяжелой гирей на шее государства и налогоплательщиков. Огромные трудовые ресурсы, которыми располагает ФСИН, не используются должным образом. На это накладываются проявления коррупции, хищений бюджетных средств чиновниками этого ведомства, что еще больше усугубляет ситуацию.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Надежда Алексеева
Надежда Алексеева - журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить