Допинг и ритуалы — часть спортивного шоу

Русскую душу объявят допингом?

Что такое допинг? Как составляются списки запрещенных препаратов? Кто определяет критерии "честной игры" в мировом спорте? Почему современные антидопинговые правила игнорируют права и интересы спортсменов, и не объявят ли допингом "загадочную русскую душу"? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал специалист по спортивной медицине Евгений Ковалев.

Спорт давно стал механизмом международной политики, и теперь допинг активно используют как орудие борьбы. Но что такое допинг?

— Допингом называют использование, применение запрещенных средств или методов в спорте для высших достижений. Есть определенный антидопинговый кодекс, утверждаемый ВАДА, он запрещает определенные субстанции. К ним относятся различные гормоны, пептидные субстанции и др. Часть из них запрещены все время, но есть и такие, которые запрещены в несоревновательный или в соревновательный периоды.

По ряду видов спорта есть свои субстанции. Для стрелков, например, запрещены в соревновательный период бета-блокаторы, которые замедляют пульс. Также к допингу относится ряд методов. При так называемом кровяном допинге используются аутогемотрансфузии, — это когда спортсмен сдает кровь на контроль, а потом ему заново эта кровь переливается. Эффективность таких методов достаточно сомнительна, и сейчас они уже практически они не используются.

— А почему это запрещено?

— Есть понятие fair play — свободной честной игры. Игра должна быть справедливой, открытой, понятной и соответствующей правилам. Когда используется допинг, то нарушаются все эти понятия. С самого начала Олимпийских игр в новой истории использовали для допинга жуткие вещества, например, стрихнин. Бегуны применяли виски и т. д. То есть использовался весь арсенал, — все, что, как казалось, может быть стимулятором. Потом уже постепенно, по мере того, как развивалась фармакология, перешли на другие средства.

— Более изощренные?

— Да, на более изощренные и эффективные методы и препараты. Одно время было такое понятие — "завтрак чемпиона", когда спортсмены по утрам употребляли разные таблетки. Но, по мере совершенствования препаратов, менялась и толерантность к применению допинга в обществе. Это уже не считалось фармакологической поддержкой, а было признано допингом. Потому что отчетливо была видна разница: если спортсмен употребляет какой-то препарат, то он бежит быстрее, у него какие-то силовые качества увеличиваются, становится быстрее реакция.

Русскую душу объявят допингом?. Русскую душу объявят допингом?.

— А как соблюдается баланс между вопросами честной игры и здоровья спортсмена?

— Приоритетом является здоровье спортсмена, не спортивный результат. Хорошо известно из различной аналитики, что все эти методы так или иначе пагубно влияют на состояние здоровья. Например, германские атлеты в результате значительных долговременных использований гормональных препаратов даже меняли пол. Спортивные результаты — это тоже одна из составляющих, но приоритет для врачей — здоровье. Спортсмен, который решается на прием каких-то запрещенных средств и методов, тоже должен понимать, что он рискует своим здоровьем.

— Каким образом определяются запрещенные препараты?

— В президиум ВАДА вносится вопрос экспертами. Здесь примерно такая же ситуация, как с внесением в список сильнодействующих препаратов, которые раньше проводила наша ФСКН. Если видят, что люди употребляют препарат, и предполагают, что есть какой-то эффект, который может повлиять на улучшение каких-то качеств, то его и вносят в список.

Нужно понимать, что спортсмен в данной модели чрезвычайно бесправен. Он поражен в правах. Например, когда ему необходимо какое-то лечение, он не может просто принимать все препараты, прописанные врачом. Нужно узнавать, не внесены ли эти вещества в список запрещенных. Тогда нужно оформлять терапевтическое исключение, доказывать, что использование конкретно этого препарата необходимо, что пользы от этого препарата будет больше, чем от других препаратов, которые не входят в список запрещенных веществ.

Тем более, нужно понимать, что заявка на терапевтическое исключение рассматривается 21 день, это целая эпопея. Все это нужно сделать, а потом еще правильно оформить: как провели лечение и т. д. Спортсмен бесправен, он не может лечиться, как все обычные люди.

— Решения о включении тех или иных препаратов или методик в список запрещенных имеют обратную силу?

— Да, в принципе это возможно и периодически делается, но редко. Как правило, процедура запрещения вещества занимает длительное время, перед внесением вещества в список зачастую проходят период мониторинга, то есть ВАДА отслеживает прием этих препаратов. Сначала смотрят, что спортсмены обычно принимают, и если какой-то препарат очень часто записан в принимаемые, начинают думать: может быть, это не для поддержания состояния здоровья, а для улучшения своих спортивных достижений? Тогда его вносят в мониторинг и начинают целенаправленно смотреть во всех пробах.

Также нужно понимать и эмоциональное состояние спортсмена. Здесь очень важна психологическая работа. Многим трудно преодолеть предстартовый страх, а при наличии какого-то препарата они себя чувствуют более уверенно. Известны случаи, когда тренеры говорили спортсмену: выпей таблетку, она запрещенная очень. А на самом деле это был простой глюканат кальция или еще что-то — просто плацебо. Но спортсмен думал, что теперь он лучше всех выступит, и действовал уверенно. Но это дедовский подход.

Сейчас все происходит более целенаправленно. Есть очень успешно работающая в Федеральном медико-биологическом агентстве служба спортивной психологии. Психолог работает со спортсменом и вырабатывает оптимальное боевое состояние.

— А может возникнуть тема психологического допинга? ВАДА не введет термин "зомбирование"?

— Я думаю, что если наши спортсмены будут продолжать побеждать, несмотря ни на что, то, вполне возможно, будут введены и понятия "психологический допинг", "зависимость от тренера", "зависимость от психолога".

— Таинственная русская душа будет объявлена допингом…

— Да. Кстати, одно время уже пытались отследить поведение спортсменов перед стартом, кто какие талисманы целует и тому подобное. Ряд международных федераций пытались это стандартизировать. Людям важно видеть в спорте некое шоу, а это — тоже часть шоу.

Читайте статью на английской версии Pravda. Ru

Подготовил Юрий Кондратьев

Беседовал

Автор Дмитрий Нерсесов
Дмитрий Нерсесов — журналист, востоковед, бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить