Чтобы Сямозеро не аукнулось

Уроки Сямозера: Нельзя плевать на инструкции

 

После трагедии в Карелии осталось много вопросов. Как родителям проверить детский туристический лагерь на соблюдение мер безопасности? Является ли нарушением отсутствие регистрации похода в МЧС? Как подготовить детей к походу? Об этом в эфире Pravda. Ru рассказал Александр Антипин, психолог, инструктор по детскому туризму социального центра "Развитие".

— Трагедия на карельском Сямозере до сих пор у всех вызывает боль и множество вопросов. Какие были допущены ошибки с точки зрения организации туристического похода?

— Прежде всего, на мой взгляд, имела место неправильная оценка непосредственной сложности похода, в который отправились дети и инструкторы. Судя по всему, он затевался, как обычный поход без какой-то категории сложности, для любых людей без специальных навыков. Погодные условия изменили ситуацию, и степень сложности сразу намного возросла. Группа была не подготовлена к таким изменениям. Конечно, оценку реальных обстоятельств, условий и умений надо делать в реальном времени, нельзя допускать попадания в такую ситуацию.

— Что должен сделать организатор автономного трехдневного похода по воде?

— Все необходимые условия и обязанности прописаны в инструкциях по организации туристических походов, в регламентах по спортивному туризму. Руководитель должен предусмотреть, во-первых, всевозможные опасные условия, которые могут возникнуть на пути следования группы, уметь их предугадывать и оценивать.

К вопросам безопасности относится наличие средств личной безопасности, снабжение ими всех участников. Каждый ребенок должен быть укомплектован спасательные жилетом, при необходимости должен быть гидрокостюм, если очень холодная вода.

— Должны быть специальным образом оборудованные суда?

— Да. На случай переворота они должны быть снабжены специальными устройствами, креплениями, лямками или веревками, за которые можно хвататься, если человек оказался в воде. Должны быть обязательно средства связи: телефоны, рации, что-то еще, что позволит оперативно вызвать помощь.

— МЧС 24 часа не искала группу. Почему спасатели так запоздали с оказанием помощи?

— Это вопрос не ко мне, а к МЧС.

Но есть ли какой-то канал связи с МЧС в таком случае? Или просто набираешь, как обычно, 112?

— Нет, все, как обычно. Но должен сказать, что задержка с помощью МЧС — это довольно редкий случай. Конечно, обычно с МЧС связываются уже тогда, когда что-то произошло, чаще всего — травма у участника похода. Здесь же очень редкий случай. Ничего подобного не встречалось в моей практике…

Кроме того, обязательно должна быть оперативная связь с администрацией, которая отправляет детей в поход. Руководители всегда должны знать, что происходит с группой, и сами вызывать и оказывать помощь, поддержку, спасательные работы, если что-то случилось.

— В данном случае связи с администрацией не было?

— Она или отсутствовала, или почему-то не была использована.

— У инструкторов не было никакого опыта и квалификации. Это были простые студенты педагогического ВУЗа, которые сами прошли только краткий инструктаж по технике безопасности. Как можно исключить таких людей из организации походов, если де-факто они никакие не инструкторы?

— Есть организации, которые дают разрешения на проведение таких походов. Для этого должен быть соответствующий подтвержденный туристический опыт в МЧС по оказанию первой помощи и ряду других подобных процедур. В этих специальных структурах периодически проходят проверку даже опытные люди. Я сам недавно проходил такой инструктаж. Лично знаю много хороших и полезных лагерей, которые организуют подготовку продуманно.

Например, в Карелии есть лагерь "Большое приключение", который создал известный путешественник Дмитрий Шпарро. Он организован хороший лагерь, у них все это поставлено на поток и очень четко отработано. На месте есть несколько этапов подготовки инструкторов, хотя инструкторы уже к ним в лагерь выезжают готовые. Но там они дополнительно дорабатывают свои навыки, доводят до лучшего уровня. Потом они сдают экзамены. Для обучения и экзаменов специально приглашают сотрудников МЧС, выдается установленный сертификат…

В общем, нужна хорошая теоретическая подготовка и практика инструкторов и участников похода. Навыки постепенно формируются как раз в таких лагерях и путешествиях. Тогда уже человек не растеряется в сложных условиях. За детьми там обязательно следят и готовят к тому, чтобы они могли себя чувствовать спокойно даже в условиях лишений и непогоды. Но это не делается вдруг. Все нужно делать поэтапно.

Как родители могут проверить место, куда отправляют детей на отдых? Как проверить руководство лагеря и инструкторов? Можно ли попросить показать какой-то сертификат?

— Можно. Другой вопрос, действительно ли это гарантирует безопасность? Потому что у инструкторов на Сямозере были сертификаты, но выходить в такую погоду с такой неподготовленной группой было просто неразумно. А на случай, если вдруг налетает ураган, буря, белый шквал, который бывает на море, они должны быть обязательно в спасательных жилетах.

— С какого возраста следует отправлять ребенка в такие лагеря?

— В Центре развития прямо с младенчества дети вместе с родителями отдыхают в лагерях. Инструктор берет их под свой контроль. Какое-то время они ходят в лесу, учатся разжигать костер, готовить пищу, узнавать полезные растения, отличать съедобные грибы от несъедобных. А отдельно отправлять ребенка — уже нужно смотреть по готовности. Обычно это практикуют со школьного возраста, лет с семи. Но это все индивидуально. Кто-то и в 16 лет будет не готов. Поэтому надо смотреть, насколько конкретный ребенок потянет эту программу, можно его брать или нет.

Обязательно перед отправкой должно быть проведено собеседование с родителями и с самим ребенком — чего он хочет, во что будет вкладываться, соответствует ли программа лагеря его запросам. Это первое, на что надо обращать внимание.

— Как государство относится к детям, которых оно взяло под опеку? Почему чиновники дают лицензии не соответствующим требованиям лагерям?

— Есть формальная часть, для отчетности. На самом деле, главная задача всяких проверок, инспекций — не запрещать, если что-то не так, и не выдавать разрешительные документы, а помочь исправить недостатки и лучше подготовиться.

У нас часто происходит подмена слова "ответственность" на слово "контроль". Мы хорошо умеем контролировать, но в этом мало реальной ответственности, понимания, души, заботы.

— Какие хорошие лагеря вы знаете?

— Мне нравятся те лагеря, в которых я работал и будут работать. Я много работал в лагере Социального центра "Развитие" на озере Селигер. Сейчас поеду работать в "Большое приключение". Это очень хороший отдых, было бы жаль, если бы таких лагерей стало меньше.

— Да, дети такой отдых любят, и это дает им очень полезные навыки. Поэтому жалко, если сейчас это все позакрывают, и мы останемся без походов.

— Я сейчас боюсь именно этого. Не самих проверок, а того, что они будут по бумажкам прыгать и мешать работе, цепляться к каким-то несущественным мелочам, которые формально не соответствуют инструкциям и положениям. Нельзя допустить чтобы действительно хорошие лагеря закрывались.

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *