Язычника Добровольского приговорили к году условно

Любовь к Перуну приводит в Страсбург

В Страсбургский суд с жалобой на прокуратуру города Кирова обратился бывший диссидент Александр Добровольский, ныне известный как волхв Доброслав. Прокуратура обвинила престарелого язычника в разжигании межнациональной розни, а суд дал ему год условно. За компанию эксперты и следственные органы приговорили и автора "Трех богатырей" Васнецова.

Александр Добровольский, судя по этапам биографии, почерпнутой из открытых источников, является типичным "кадровым" диссидентом. С традиционным для того времени пребыванием в заведениях психиатрически-репрессивного толка. Был создателем "Российской национально-социалистической партии" из семи членов, которая, судя по ее дальнейшей судьбе, курировалась КГБ, хотя об этом, вероятно, догадывались не все члены группы.

Вплоть до перестройки его судьба вполне вписывалась в традиционную биографию борцов с советским строем: спецпсихушки, "залеты" по совместным делам с такими мастодонтами диссидентства, как Буковский и Гинзбург. При этом он получил квартиру в Москве и даже некоторое время учился в МГИКе. В отличие от большинства диссидентов-западников, являлся сторонником славянского национализма и первоначально увлекался православием.

С 80-х годов его деятельность была тесно связана с обществом "Память", из которого он вышел в 1989 году и оказался в числе организаторов Московской языческой общины.

В 1990 году уехал из Москвы и поселился в заброшенной деревушке среди Шабалинских лесов Вятского края. С 2001 года главой Шабалинского района стал его сын Сергей Добровольский. В конце 2010 года Сергей Добровольский заявил о выходе из партии "Единая Россия".

Читайте также: Неоязычество — наше гражданское будущее

В деревне Васенево Доброслав и проживает до сих пор, издавая небольшие брошюры, которые привлекают внимание не только интересующихся язычеством, но и компетентных органов.

Так, 1 марта 2002 года Свечинский районный суд вынес Доброславу приговор по делу о разжигании межнациональной розни по отношению к евреям, религиозной вражды по отношению к христианству и унижении национального достоинства евреев. Ему дали два года условно с выплатой 1800 рублей за судебные издержки.

А 27 апреля 2010 года Ленинский районный суд Кирова признал его виновным по ч. 1 ст. 282 УК РФ, после рассмотрения кассации в июне 2010 года Кировский областной суд подтвердил этот приговор.

Фото: AP

Семь книг Доброслава оказались в федеральном списке запрещенной в России литературы. Одна из них — книга "Волхвы", лингвистическая экспертиза по которой проводилась по просьбе сотрудников кировского УФСБ специалистами из Кирова и Владимира.

Не касаясь основных выводов экспертизы относительно содержания брошюр Добровольского, стоит напомнить о том экспертном ляпе, который и сделал процесс над изданиями Добровольского широко известным. "Под раздачу" попала и картина известнейшего русского художника Виктора Васнецова "Встреча Олега с кудесником", которая была размещена на обложке брошюры.

"Признаки манипулятивного психологического воздействия обнаружены в брошюре "Волхвы", использованы вербальные (словесные, речевые) и невербальные (неречевые) средства. К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки "Волхвы", на которой изображен старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. В описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определенной властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает ее ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу", — отмечается в процитированной многими СМИ экспертизе.

Появление подобного набора слов под видом экспертизы обеспечило значительный резонанс этому делу, информация о котором распространилась за пределы кругов, интересующихся язычеством. Таким образом, Доброславу был обеспечен приличный PR, хотя попытки политизации неоязычества скорее наносят этому движению очевидный вред.

Теперь Добровольский через своего адвоката обратился в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Податель жалобы требует признать факт нарушения Российской Федерацией в отношении себя положений статьи 6 ("Право на справедливое судебное разбирательство дела независимым и беспристрастным судом") и статьи 10 ("Право на свободу выражения мнения") Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Если не принимать во внимание пристрастную относительно неоязыческих верований позицию РПЦ, само движение современных неоязычников непосредственно никому не угрожает. При этом опора на национальную мифологию и стремление к созданию экопоселений делают язычество весьма актуальным в современных условиях.

Даже судя по своему до сих пор весьма размытому идеологическому базису, неоязычество может вполне органично сочетаться с научной картиной мира, что до сих пор весьма проблематично для доминирующих ныне авраамических религий.

Неоязычество не тащит за собой тот воз и маленькую тележку неоднозначных действий и решений, которыми оказалась перегружена история православной церкви и христианства в целом. Однако лидеры язычников не стремятся к широкой популярности в массах и даже предпринимают определенные меры, чтобы притормозить рост числа "сочувствующих". Нередко те или иные члены неоязыческих общин предоставляют поводы для вполне обоснованной критики со стороны.

Практикуемые формы обрядовости, которые используют некоторые общины (с хороводами вокруг деревянных идолов, празднованием Купалы и прыжками через костер), с одной стороны, привлекают вестернизированную городскую интеллигенцию и молодежь, сочувствующую идеям антиглобализма и стремящуюся к "свободной" жизни вне "оков капитала", а с другой, отвращает консервативное большинство современного российского общества — людей, склонных считать капитализм универсальной панацеей и исповедующих модный ныне культ "финансовой богоизбранности". Современное место неоязычников в России пока располагается где-то между маргинальными группами, исповедующими всякого рода экзотические культы, и ролевиками, увлеченными историей и любящими помахать мечами и секирами на природе.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *