Запуганный призывник – мечта правозащитника

«Солдатские матери Петербурга» возмущены: в городе продолжаются облавы на призывников. Причем, по их сведениям, они не прекратятся до окончания осеннего призыва. Что, в общем-то, логично – в ходе призыва молодых людей принято забирать в армию. Похоже, правозащитная организация всерьез полагает службу в вооруженных силах то ли противозаконной, то ли нарушающей права человека.

Солдатские матери приводят вопиющие, на их взгляд, примеры «охоты за призывниками» на улицах Петербурга. Так, одна из руководителей организации Элла Полякова рассказала «Интерфаксу»: «Вчера были звонки из Выборгского и Калининского районов. Мы точно знаем, что у метро «Ладожская» стояла машина со списками уклонистов, по которым сверяли документы задержанных молодых людей». 

«По нашей информации, до конца года так называемые «облавы» уже спланированы, заканчиваться они не будут», - добавила Элла Полякова. При этом «ситуация странна тем, что призыв фактически выполнен, насколько мы знаем, никаких запросов от военкоматов в милицию на «отлов» уклонистов уже не поступает, все команды сформированы и отправлены в войска. Тем не менее «облавы» не заканчиваются».

Комизм ситуации в том, что в своей борьбе за «права уклонистов» (интересно, что правами он обладает, по мнению правозащитников, в полном отрыве от своих обязанностей) «Солдатские матери» доходят до полного абсурда. Вообще-то служить в рядах вооруженных сил положено по закону. Уклонист, которого ловят на улице «машины со списками», является нарушителем закона.

В советские времена бегство от армии было не столь распространено, зато были распространены суды над уклонистами, которые получали вполне себе реальные тюремные сроки. В ельцинские времена на массовое уклонение призывников от армии просто перестали обращать внимание, хоть законодательная норма об ответственности за уклонение и сохранилась. Все, что происходит сейчас – это не более, чем нормализация ситуации в сфере военного призыва.

Надо отметить, что возвращение к законности в этой сфере происходит весьма щедяще. Уклонистов, «охоту» на которых, по мнению правозащитников, устроили правоохранительные органы, всего лишь направляют в военкомат для прохождения срочной службы. Хотя должны бы, по закону, возбуждать уголовные дела.

Тот факт, что план по военному призыву в этом году выполнен, также не отменяет требования закона о призыве. Молодой человек в возрасте от 18 до 27 лет должен посещать военкомат, и быть либо призванным в армию, либо предоставить документы об отсрочке. А если он военкомат не посещает, он вновь нарушает закон.

В этом смысле «облавы», когда уклонистов просто доставляют в военкомат, выглядят предпочтительнее, чем массовое возбуждение уголовных дел против тех же молодых людей – с очевидными для них последствиями. Тем не менее, «Солдатские матери» продолжают стращать молодежь военным призывом и «произволом» призывных комиссий и милиции.

Их можно понять, запуганный призывник – мечта правозащитника. Но надо бы уже определиться, закон писан для всех, или в правозащитном сообществе он действует альтернативно? Конечно, милиция вроде бы не должна доставлять призывника в военкомат. Но альтернативой этому может стать прямое исполнение милицией своих обязанностей – доставление уклонистов не в военкомат, а напрямую в КПЗ. Закон другого не предусматривает. Борясь с «облавами», недурно было бы и о последствиях подумать.

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить