Идея платных парковок обернулась против москвичей?

Платные парковки: Хотели как лучше...

Проблему расширения зоны платной парковки к окраинам столицы с октября-месяца корреспондент Pravda. Ru обсудил с советником председателя ЦК КПРФ и депутатом Мосгордумы 1-го, 2-го и 3-го созывов Евгением Балашовым и членом экспертного совета комиссии Мосгордумы по градостроительству, госсобственности и землепользованию Сергеем Селиванкиным.

— С одной стороны, справедливы разговоры о том, что жители города задыхаются от автомобилей, что детям негде играть из-за большого количества припаркованных машин. С другой стороны, большая часть москвичей имеет автомобили, то есть автомобилист — он же и пешеход, и житель. Расскажите нам, пожалуйста, о главных этапах и способах "борьбы" с автомобилями…

Евгений Балашов: Свою депутатскую карьеру с 90-го года, с Моссовета, я начинал с того, что на прием приходили люди и требовали… Одна часть москвичей была против гаражей и парковок. Вторая часть — за них: "Раз я вложил деньги за машину, значит, я должен знать, что я могу ее безопасно где-то поставить".

Прошедшие 25 лет длится эта борьба. Раньше многие болевые точки хранения автомобилей так или иначе городская власть сглаживала: слушала людей и как-то компенсировала. Допустим, если сносят гаражи, то выплачивали деньги или переносили эти стоянки и гаражи в другое место.

Сегодня муниципальная власть, в первую очередь, задумала заработать на организации платных парковок, а вещь эта весьма и весьма прибыльная, не только для бюджета.

А вот до этих самых платных парковок был какой этап?…

Е.Б.: До парковок был этап, когда парковали автомобили где ни попадя: и на газонах, и занимали две-три транспортных полосы движения… И совершенно очевидно, что людям это просто не нравилось, это был действительно коллапс. Это приводило к транспортному коллапсу на перекрестках, на каких-то магистралях и прочее.

Но что сделала власть сегодня? Департамент транспорта создал некие государственные учреждения, которые наделил полномочиями фактически карательных органов, органов правопорядка. То есть, этот "Моспаркинг", со своими сотрудниками, начал выписывать административные штрафы, "обилечивать", что называется, простых граждан. На каком основании? Вся эта деятельность вступает в полное противоречие с Конституцией, действующим законодательством, даже с Гражданским административным кодексом города Москвы.

Вот если "письмо радости" прочитать… Дословно: "Иванов Иван Иванович (к примеру), вы нарушили правила парковки, я вам выписываю штраф — 2,5 тысячи рублей". Вот что происходит. Причем власть-то сама очень грамотно подстроилась под эту ситуацию запрета парковки сначала в центре, около Кремля, потом шире-шире-шире, уже речь идет о периферии Москвы. Сами сотрудники управы, допустим, района Арбат, используют внутренние дворы для парковки бесплатно, то есть им выдали местные жители пульты от шлагбаумов (у нас главный в центре Москвы парковщик — это шлагбаум), открывают эти шлагбаумы, заезжают на работу к себе, и все.

А люди, которые работают в Москве, а по необходимости которым надо парковаться у больниц, у поликлиник, у образовательных учреждений, у детских садиков? Они этого позволить себе не могут, поэтому они должны платить безумные деньги, потому что если человек работает, он, как правило, паркуется часов на восемь.

При этом ГУП, который я назвал ("Моспаркинг"), практически ни метра не построил нового парковочного пространства. Людей это не просто возмущает, это уже бесит людей, потому что это произошло без всяких городских консультаций, без совета с людьми, без расчетов, без создания нормальных парковочных зон, которые доступны были бы москвичам, без постройки новых парковочных пространств… Все эти платные парковки фактически легли на карман простого жителя. Сегодня такая ползучая война уже развернулась против жителей спальных районов.

Фракция КПРФ, Валерий Федорович Рашкин с группой товарищей, внесла нормальный, разумный законопроект в Государственную думу, который предусматривал создание общественных комиссий. У меня есть подозрение, что муниципальная власть неправильно трактует само слово "самоуправление". Я считаю, что общественные комиссии, согласно с этим законопроектом, должны формироваться на одну пятую из муниципальной власти, на четыре пятых — из жителей, чьи интересы затрагивает то или иное обустройство платной парковки. Если будет соблюден баланс интересов, только в этом случае не будет таких точек напряженности.

Сергей, скажите, пожалуйста, по поводу этой ситуации с парковками, которая уже обострилась, как минимум, в последний год, что-то происходит в Мосгордуме, в вашей комиссии по градостроительству? Наверное, там уже какие-то прецеденты были? Эти проблемы обсуждались? К какому выводу пришли?

Сергей Селиванкин: На мой взгляд, в этой ситуации нет никакой логики. Руководство департамента транспорта говорит, что в тех местах, где установлены парковки, мы будем давать дотации жителям — порядка 50 тысяч рублей на установку шлагбаумов в их дворах.

Мы с вами хорошо понимаем, что это значит. Для того чтобы установить шлагбаум, надо собрать общее собрание собственников помещений. Это практически нереально. Прецедентов в Москве не было даже по более жизненно важным вопросам ЖКХ — например, по поводу капремонта, когда нам эту программу спустили этим летом. Кстати, она тоже берет слишком много денег.

В общем, эти предложения руководства Москвы, и особенно департамента транспорта, которые звучат примерно так: "Давайте, "ошлагбамьте" все свои дворы в этих местах", — я воспринимаю либо как дилетантизм и непрофессионализм управления, либо как жажду наживы. Причем мы с вами затрагиваем тему опять же "Московского паркинга", который администрирует доходы от платных парковок.

Буквально вчера я прочитал интервью одного из руководителей департамента транспорта. Он говорит о том, что 2,4 миллиарда было собрано на платных парковках за 2015 год. Но это только часть, поскольку не все районы еще охвачены. С 10 октября они пошли на максимум. В общем, этот самый руководитель говорит, что деньги поступят в бюджет, из бюджета они будут направлены в управы районов, в которых собраны эти штрафы… А дальше, опять же, идет абсолютно дилетантское рассуждение: эти деньги пойдут на ремонт многоквартирных домов, на благоустройство дворовых территорий, и, цитирую дословно, "финансовые отчеты вы можете посмотреть на сайтах управ".

Получается, что эти платные парковки — это фактически принудительный сбор, который относится к налогам. То есть, условно говоря, можно взять, организовать ГУП, и весь многомиллионный город будет платить? Почему до их пор никто не обращался в суд?

С.С.: Можно написать тысячу заявлений в суд, но вы его никогда не выиграете!

Еще принципиальная вещь (эта информация лежит свободно на официальных сайтах управ) — даны привилегии департаменту транспорта определять процесс передачи через департамент городского имущества эти земли, где расположены парковки, непосредственно в ведение департамента транспорта без участия управ и префектур, а последним отводится только функция благоустройства этой территории.

— Выходит, из города просто хотят выдавить автомобилистов? А с другой стороны, давайте рассуждать вне экономики… Предположим, все московские автомобилисты, или почти все, сейчас продают свои машины или утилизируют и пересаживаются на метро. Что тогда будет?

Е.Б.: А это очень страшное предположение, потому что будет коллапс в метро! Это раз.

Второе. Допустим, картинка нам красноречиво показывает, что все практически пространство Москвы — это парковочное пространство. По этой логике, раз это пространство платное, концентрация к центру повышается. Значит, люди будут оставлять автомобили бесплатно в спальных районах, во дворах. Спрашивается, дворы рассчитаны на такое количество мест?

Допустим, мы "ошлагбаумим" все эти дворы. Где люди будут оставлять свои машины?! Это же социальная "напряженка", придуманная самим правительством.

— Тогда очевидно, что ситуацию с транспортом в городе нужно решать! И решать не шлагбаумами...

Е.Б.: Ну, 20 процентов всех средств потратьте вы не на дорогущий гранит из Афганистана, не на его полировку... По Ордынке, по Полянке идешь, как-будто по "Эрмитажу": полированные, идеальные, гигантские пласты гранита! Вопрос - неужели мы не пережили бы традиционный асфальт, если уже живем в асфальтовом городе? Лучше бы на эти деньги построили механические парковки, организовали эти парковки цивилизованным образом, для того чтобы там, например, можно было отчитаться по билету в метро и чтобы он пошел в компенсацию парковочного пространства.

С.С.: Я вернусь к уровню муниципальных депутатов... Вот у нас очень хорошие депутаты в районе Аэропорта, у Евгения Борисовича (Балашова. - Ред.) в районе хорошие, в Орехове-Борисове Северном... Эти люди — члены КПРФ. (Я не агитирую, я просто констатирую.) Обращайтесь к депутатам. Если есть возможность, проводите совещания на уровне советов домов, выносите свои решения, и эти решения доносите до тех же депутатов Московской городской думы.

Опять же, я не буду агитировать за какие-то политические силы... Есть депутаты, избранные по округу, отвечающие за ваш округ, - доносите свою позицию до них. Если эти ребята выражают ваше мнение не так, как вы считаете нужным: не обращаются в департамент транспорта, не проводят конференции, "круглые столы" по интересующей вас проблеме, - значит, вы не тех избрали.

То есть, вы предлагаете именно этот способ, чтобы попробовать повлиять на ситуацию с парковками в городе?

С.С.: Начинать надо с местных советов депутатов. Кстати, в следующем году выборы в советы депутатов. Жителям города лучше видно, как работают местные избранники, достойны ли они переизбираться на следующий срок. Тем более, сейчас, когда обостряются такие вопросы, связанные и с тем же капитальным ремонтом, и с парковками...

Читайте также:

Смысла в ОСАГО нет, а в дорогом — тем более

Платный въезд в Москву: ни одного "за"

"К автолюбителям относятся как к скоту"

Автомобиль не роскошь, роскошь — стоянка

Интервью к публикации подготовила Мария Сныткова

Беседовала

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить