Место преступления — Москва: Главные загадки криминалистики

Криминалист: Следы преступления остаются всегда

Как вычислить и изобличить преступника? Какие криминалистические исследования проводятся во время следствия? О том, чем экспертизы в кино отличаются от реальных и как сейчас построена работа криминалистов, в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал начальник Экспертно-криминалистического центра Управления внутренних дел по ЮВАО ГУ МВД России по городу Москве полковник полиции Игорь Мартьянов.

— Криминалисты до недавнего времени были людьми-невидимками в процессе раскрытия преступлений, как помощники фокусника. Сейчас же зачастую именно через них показывают работу полиции в фильмах, сериалах. Какова в действительности их роль, насколько важна эта работа?

— Экспертная деятельность сегодня — это самостоятельная деятельность в системе МВД Российской Федерации, независимая от органов дознания и предварительного следствия, что определено не только нормами законодательства, но и ведомственными нормативными актами.

Работа криминалиста не ограничивается осмотром места преступления. Необходимо проведение криминалистических исследований по материалам оперативно-розыскной деятельности, формирование и использование в раскрытии преступлений экспертно-криминалистических учетов, участие в проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, разработка и внедрение в практику органов внутренних дел новых экспертно-криминалистических средств и методов. И этот перечень не является исчерпывающим. Конечно, специалист, выезжающий на место происшествия, оказывает следователю или дознавателю, руководителю следственно-оперативной группы всю необходимую помощь в обнаружении, фиксации, изъятии и упаковке вещественных доказательств.

— Улик, оставленных на месте преступления, как правило, бывает достаточно, чтобы вычислить преступника?

— В нашем ЭКЦ существует сейчас 13 направлений экспертных исследований, включая семь традиционных. К последним относятся дактилоскопическая экспертиза, трасологическое изучение, баллистическая экспертиза, экспертиза холодного оружия, почерковедческая экспертиза, экспертиза документов и портретная экспертиза. Это тот базовый уровень, который дается всем выпускникам экспертных учреждений, которых готовит наша общеобразовательная система МВД. И помимо этого есть еще шесть специальных видов экспертиз. Например, бухгалтерская — без нее не обойтись отделам экономической безопасности, противодействия коррупции и уголовного розыска при раскрытии фактов мошенничества, различных афер, подделок документов.

Следы остаются всегда. Допустим, при дорожно-транспортном происшествии это чешуйки различных лакокрасочных покрытий, осколки фар, решетки радиатора, бампера. Не считая биологических следов: крови, слюны на окурках… Разработаны методики поиска следов каждой категории преступлений, последовательности нашей работы на месте.

Найти следы значит обнаружить, зафиксировать, правильно изъять, а впоследствии уже идентифицировать преступника — например, по отпечаткам пальцев. Машина запущена, идет работа по выявлению причастности конкретных лиц.

— В советские времена простые граждане судили о работе криминалистов по фильмам серии "Следствие ведут знатоки", сегодня — по сериалу "Место преступления — Лас-Вегас". А на практике что изменилось по сравнению с нашим недавним прошлым?

— В 1960-70-е годы прошлого века на всю Москву работало всего порядка четырех-пяти экспертов, на весь мегаполис. Вероятно, в те времена этого было достаточно. Сейчас же только в Москве штатная численность аттестованного экспертного состава составляет более 1300 человек.

Мы самостоятельное структурное подразделение, наши эксперты независимы, на них невозможно оказывать давление. Эксперт не вправе сделать неверный вывод. Он компетентен, он обучился, получил образование, прошел стажировку, владеет методиками работы.

— По одному из российских каналов идет передача "Экстрасенсы против детективов". Как вы оцениваете то, что показывают?

— Как инициативу вообще — приветствую. Тем более, что в программе принимают участие реальные сотрудники, на практике себя зарекомендовавшие в числе лучших. Некоторых я знаю еще по тем временам, когда они работали на экспертных должностях. Сейчас это уже руководители различных уровней.

Но, конечно, нельзя забывать, что передача — это все-таки шоу, главная цель которого — зрелищность. На практике все гораздо сложнее и будничнее. Наша реальность — поиск истины наиболее оперативными путями и ответственность за полученный результат. Проще говоря — это долг, состоящий в том, чтобы скрупулезно и в полном объеме выполнять свои должностные обязанности.

Беседовала Ольга Таболина

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Автор Ольга Таболина
Ольга Таболина — журналист, бывший выпускающий редактор Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *