Сумасшедший - звучит гордо?

В последнее время в США повысилась активность всевозможных движений за права психически больных людей. Цели их различны. Некоторые участники подобных организаций (например, «За гордость сумасшедших»)  просто стремятся снять клеймо позора с психически больных людей. Другие призывают товарищей по несчастью (или наоборот – раз дело дошло до гордости) отказаться от традиционных методов лечения психических отклонений и ищут альтернативу методам, предлагаемым медицинскими учреждениями.

Многие представители таких движений готовы к общественному обсуждению их борьбы за свои права и готовы привлечь в свои организации все больше людей с психическими отклонениями. Организации способствуют раскрутке мемуаров и блогов людей со всевозможными психическими отклонениями – и, в первую очередь, - самыми «популярными» маниакально-депрессивным психозом и шизофренией. В результате бурной деятельности борцов за права сумасшедших даже люди, не принадлежащие к числу психически больных либо психиатров, уже зачитываются автобиографией страдающей МДП Кэй Рэдфилд Джемисон «Неспокойный ум: мемуары настроений и безумия», а фильмы под названием «Сияние» и «Прекрасный ум» открыли в Интернете дискуссию о шизофрении и родственных ей заболеваниях. Деятельность активистов привела даже к тому, что правительства отдельных штатов призвали молодых людей поддерживать друзей с психическими отклонениями.

Члены интернационала «Свобода ума» протестуют против фармакологических компаний и участвуют в голодовках с целью доказать, что психотропные препараты в действительности никак не способствуют излечению больных. Его руководитель – Дэвид Оакс, которому во время выпускных экзаменов в Гарварде поставили диагнозы «шизофрения» и «маниакально-депрессивный психоз» утверждает, что сам он добился стойкой ремиссии с помощью специальных физических упражнений, диеты, а также обсуждений своих проблем и путешествий в уединении. Правда, трудно сказать, насколько поможет его стратегия, сильно отличающаяся от мэйнстримовской психиатрии, другим пациентам с теми же заболеваниями.

Идеи Оакса разделяют группы поддержки психически больных - Чайный клуб сумасшедших в Чикаго и Центр свободы в Нортхемптоне, Массачусетс. Эти организации предлагают больным теоретическую подготовку в области психологии и психиатрии, а также акупунктуру, йогу и взаимное обсуждение проблем в группах из 100 участников.

Достаточно популярен портал для людей с психическими отклонениями «Икарус», имеющий отделения в Нью-Йорке, Портленде (Орегон), Сент-Луисе и Ричмонде (Вирджиния). На этом сайте участники рассказывают о своих чувствах и переживаниях, делятся идеями, как сохранять навыки социальной адаптации и даже договариваются о совместной готовке и посещении магазинов.

Идеолог проекта - Саша Альтман ДюБрюль, более известный как Саша Скаттер, 33 лет. Успех пришел к нему в тот момент, когда он написал о своем маниакально-депрессивном психозе в еженедельник San Francisco Bay Guardian . И получил потрясающую реакцию читателей, которые имели подобный опыт, но чувствовали, что им не с кем его обсудить. В одном из интервью ДюБрюль признался, что он и его единомышленники хотят создать новый язык, который резонирует с их внутренним опытом…

На первый взгляд большинство акций движения «За гордость сумасшедших» выглядят неплохо, но есть и тревожные тенденции – и они связаны не с взаимопомощью или попытками найти какие-то альтернативные методы лечения, а именно с идеей гордости. Некоторые участника проекта «Икарус» утверждают, что они «балансируют между гениальностью и сумасшествием». Они убеждены, что их состояние – не заболевание, а скорее «опасный дар», который требует внимания, заботы и бдительности. Сам ДюБрюль утверждает, что принимает психотропные препараты для контроля над своими сверхспособностями.

Увы, гордиться своими недостатками людей на Западе подчас приучают в первую очередь психиатры и психоаналитики, не уловившие «золотой середины» между негативным отношением к людям с психическими отклонениями и идеализацией всех необычных состояний сознания. Например, директор Мэрилендского психиатрического исследовательского центра Роберт Бьюкенен и его коллеги однозначно, без каких-либо комментариев, поддерживают движение «За гордость сумасшедших». Свое одобрение действий пациентов они объясняют тем, что у людей, не испытывающих стыда по поводу своей болезни, легче наступают ремиссии.

Тем не менее, борьба психически больных часто ведется против психиатров, и большинство медицинских работников это понимают. Однако правда в борьбе за права любыми физическими недостатками – в том, что каждый из нас – человеческое существо, и именно за это заслуживает уважения. И на это уважение и самоуважение, разумеется, не должны влиять какие-либо психические отклонения. Психически больной вправе потребовать уважения в первую очередь у врача, и если врач не может ему его дать, он, наверное, и не должен работать психиатром.

И при всем при этом искать основания для гордости в самом «опасном даре» – неразумно. Человек – нечто гораздо большее, чем невроз или депрессия, так что должен гордиться высшим в себе – например, своими талантами и творческими достижениями, которые, разумеется, есть у каждого. Только при такой позиции «гордость сумасшедшего» уместна - она поможет ему повысить качество собственной жизни и при этом избегнуть искушения сделать свою проблему ее целью и смыслом.

Если же человек начнет самоутверждаться как «безбашенный псих» либо пытаться манипулировать другими своей непредсказуемостью, то он может не улучшить свое состояние, а напротив, заболеть еще сильнее – причем не только психически, но и физически. Именно на это обращает внимание директор Медицинского исследовательского института Стэнли в Чеви-Чейсе (Мэриленд) Фуллер Тори. «Должен ли я разрешить человеку, страдающему болезнью Альцгеймера, гулять по снегу без ботинок и носок? - спрашивает он.

По его мнению, борьба за права сумасшедших может не только повредить здоровью его пациентов, но и иметь опасные социальные последствия. Подобно гомосексуалистам, избавившимся от «клейма» психически больных в середине семидесятых, люди, страдающие шизофренией и МДП, могут попытаться навязать свои идеи, стандарты и стиль жизни остальной части общества. Они могут потребовать себе прав ездить за рулем, работать на ответственных работах (например, операторами АЭС) и даже усыновлять детей. Судя по всему, психиатры и общественность должны осторожно относиться к провозглашению людей с психическими отклонениями нормальными, и даже «сверхнормальными», и не допускать распространения чрезмерно негативного отношения к традиционной медицине.

Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *