Раввин: Зверства ОУН в Бабьем Яру не предмет дискуссии

Европа снова становится опасной для евреев

Выступление в Раде президента Израиля, который открыто обвинил украинских националистов в трагедии, произошедшей 75 лет назад в Бабьем Яру в Киеве, вызвала резкую реакцию не только у украинских политиков. Их поддержал член Наблюдательного cовета Украинского Хельсинского союза по правам человека Йозеф Зифельс, который заявил, что у президента Израиля устаревшие взгляды, и что молодые религиозные израильтяне, наоборот, поддерживают Майдан и не разделяют такую точку зрения. Возможно ли такое? На вопрос отвечает главный раввин Москвы, президент Совета раввинов Европы, глава Раввинского суда в странах СНГ и Балтии Пинхас Голдшмидт.

— Какой должна быть точка зрения на события в Бабьем Яру?

— Я был там 25 лет назад, когда там еще не было памятника 33 тысячам погибших евреев, был только общий памятник гражданам Советского Союза. Советская политика еще не признавала еврейский Холокост. Мы встретились с первым президентом независимой Украины Леонидом Кравчуком. В нашей делегации был Нобелевский лауреат, человек, переживший Холокост, Эли Визель. И он задал вопрос Кравчуку: "Везде, где немцы убивали евреев, это происходило вне городской черты, а здесь все случилось в Бабьем Яру, в центре города. Где же были жители Киева, когда это случилось? Где были украинцы, когда на смерть вели десятки тысяч еврейских стариков, мам с детьми? Почему они даже не попытались кого-нибудь спасти?" И Кравчук ответил: "Это были не украинцы, это были западные украинцы". Другими словами, это были не настоящие украинцы. А кто тогда? Наверное, по его разумению, поляки.

Сегодня Украина поддерживает Израиль в ООН. А с другой стороны, делает из Бандеры героя нации. Израильской реакции на это я так и не услышал. Неофициально мне сказали: нам более важна сегодняшняя политика Украины, а не история. Но израильский президент Ривлин все же выступил в Верховной Раде Украины и заявил, что нельзя замазывать то, что было сделано раньше.

Посмотрев на сегодняшнюю Украину, я не могу однозначно сказать, что в отношении евреев там все плохо, что это стопроцентно антисемитское государство. Есть еврейский премьер-министр по фамилии Гройссман, есть процветающие еврейские общины. После России это самая активная русскоязычная еврейская община бывшего Советского Союза. Но при этом есть проблема — Украина до сих пор неправильно относилась к тому, что случилось во время войны, заявляя, что украинские националисты не участвовали в геноциде.

Это, к слову, проблема не только одной Украины. Прибалтийские республики сегодня — часть Евросоюза. Там отремонтировали многие братские могилы расстрелянных в войну евреев. Но при этом ни один преступник войны, которого экстрадировали из Америки в Прибалтийские республики, не был осужден за участие в Холокосте. Несколько месяцев тому назад в Литве вышла книга, автор которой подробно рассказала об участии литовцев в Холокосте. И это вызвало раздражение в литовском обществе.

Я думаю, что в любом демократическом обществе надо относиться к своей истории объективно и не говорить: люди могли ошибаться, и об этом теперь говорить нельзя. И поэтому, естественно, мы поддерживаем президента Израиля Ривлина, который нашел в себе мужество говорить об этом не в Израиле, а на Украине.

— Как вы относитесь к тому, что на Украине люди, которые запятнали себя кровью по самые плечи, официально становятся героями? Получается, что Украина поддерживает Израиль в ООН, но в то же время для нее герои — люди, которые повинны в смерти многих и многих тысяч евреев. Разве можно "здесь дружить, а тут не дружить"?

— Конечно, это является моральной проблемой. Но давайте я приведу вам другой пример. В Москве есть улица Маросейка, рядом с нашей синагогой. В советское время это была улица Богдана Хмельницкого. Знаете ли вы, что Богдан Хмельницкий вошел в еврейскую историю как человек, ответственный за смерть сотни тысяч евреев? Они погибли при погромах, которые организовал Хмельницкий. До сих пор во всех синагогах мира читаются молитвы за те погромы. Но Богдан Хмельницкий является героем для украинского народа — это факт. Но это случилось 500 лет назад, а не 70, как Холокост.

Здесь на первый план выступает еще дополнительная проблема: отрицание Холокоста является еще и действием, которое определяет антисемитов в мире. Если президент Ирана говорит, что Холокоста не было, или что можно организовать выставку карикатур на тему Холокоста, это значит, что в любой момент можно оказать уважение или дать государственную награду человеку, который участвовал в Холокосте. И если человек сделал что-то хорошее для своего государства, но еще и убивал евреев, то ничего страшного в этом нет. Для молодежи это сигнал.

— Проблема в том, что как только мы начинаем забывать и "переигрывать" историю, она возвращается в еще более ужасных проявлениях.

— Я хочу сказать: правда — это не всегда истина, а истина — это не правда. Но в любом случае правда имеет больше силы, чем ложь. Если у вас будет 100 тысяч человек, которые не говорят правду, но придет один, кто ее скажет, — он победит.

— Вы недавно сказали, что в Европе сейчас очень сложная ситуация, что евреи начали уезжать из Европы. Но вы не сказали, что это надо делать.

— Я думаю, что не раввин должен говорить общине — уезжайте или не уезжайте. Это решение принимает семья, каждый человек принимает решение, когда и куда уехать. В Европе сегодня сложная ситуация, и связана она со сложной конструкцией самой Европы. Когда Восточная и Западная Европа объединились в Евросоюз, то поначалу это было коммерческое объединение. Но потом оно быстро стало объединением политическим. А потом через решительные шаги вознамерились создать супергосударство: общий евро, общая граница. Но сделали это, не задумавшись об объединенной безопасности.

И что случилось? Для любого террориста, чтобы проехать из Брюсселя в Париж, надо просто сесть на поезд и ехать 1 час и 10 минут без паспортного контроля. Но чтобы экстрадировать подозреваемого в терроризме из того же Брюсселя, нужно три месяца на то, чтобы пройти три судебные инстанции.

Создав одно "безграничное" государство, в котором действуют свои автономные судебные и прочие системы, его организаторы пришли к тому, что вся система безопасности в Европе рухнула. И сегодня самая большая опасность для еврейской общины в ЕС, и не только для нее, — это радикальный исламский терроризм.

Пять лет тому назад было нападение в Тулузе, потом нападения на "Шарли Эбдо", на кошерные супермаркеты в Париже. Европейцы поначалу смотрели на проблему исламского терроризма как на еврейскую проблему. Но после второго масштабного нападения на Париж в ноябре прошлого года, на Брюссель, после которого столица объединенной Европы была парализована в течение недели, европейцы осознали, что это проблема не только евреев, это проблема всей Европы.

Ведь европейцы поначалу относились к происходящему очень спокойно. Ну да, проблема, но проблем-то много. Есть проблемы бездомных, проблемы малообеспеченных, есть проблема там людей, которые не имеют места работы. Проблем много. Но есть еще одна проблема — проблема номер один для Европы.

Я видела мнение в социальных сетях, что как раз еврейские общины достаточно спокойно относятся к нашествию мигрантов из арабских стран, поскольку это кара за Холокост.

— Не все так однозначно. Отношение еврейской общины к беженцам всегда было положительным. Я объясню почему: 100 лет тому назад или 70 лет тому назад, кто были беженцы? Это были евреи. Мы с благодарностью относились ко всем государствам, которые приняли евреев, когда евреи бежали из Германии, из Польши.

В Пятикнижии, в Библии 36 раз написано: относитесь хорошо к пришельцам. Это основная ценность для еврея — хорошо относиться к чужим и беженцам, поскольку мы, евреи, тоже были рабами в Египте. Евреи — это народ, который жил больше в диаспорах в изгнании, чем у себя в своем государстве. И поэтому мы относимся с открытым сердцем к любому страдающему человеку — неважно, наш народ, не наш.

Проблема сегодня другая. Большая часть беженцев приезжает в Европу, например, из Сирии. Чему их научили в школах в Сирии? Это антиизраильская пропаганда, которая была в школе, антисемитская пропаганда. Для них евреи — это опасность. Поэтому чего мы требуем? Чтобы мигрантов, которые приезжают в Европу, интегрировали, чтобы они приняли европейские ценности — уважение к чужому мнению, уважение к любому народу, к любой другой религии и так далее. Чтобы люди, которые будут жить в Европе, их дети и внуки жили мирно и не взрывали синагоги и церкви.

А пока же вокруг Парижа есть целые кварталы, в которых даже полиция боится действовать. Поэтому вопрос интеграции новых мигрантов — ключевой для Европы.

— Но возможно ли, с учетом вашего опыта, каким-то образом совместно что-то сделать?

— После второго нападения на Париж на Конференции европейских раввинов мы написали манифест о том, как бороться против религиозного экстремизма. В нем содержится несколько рекомендаций. На сегодняшний день два государства Европы — Франция и Австрия — приняли наши рекомендации и внесли их в свои законы.

Первая рекомендация — у самих духовных руководителей общин должны быть сформированы европейские ценности. Мы не можем иметь духовного лидера, который выступает с молитвой и говорит, что надо убивать своих жен или сестер за честь семьи и так далее. Или что надо кого-то убить из-за того, что он не разделяет тех или иных взглядов на религиозные вопросы. Значит, должен появиться, — давайте называть вещи своими именами! — европейский ислам. Наш враг не ислам. Умеренный ислам является нашим союзником. Нашим врагом является радикальный ислам.

— Как обстоят дела у евреев в России? Президент Украины Петр Порошенко недавно заявил, что главным виновником трагедии в Бабьем Яру был Советский Союз, а сегодня Россия уничтожает национальную идентичность евреев. И им сложно в ней существовать, работать.

— Я просто хочу пригласить президента Порошенко в Москву, в наши сингагоги, в школы, в Еврейский общинный центр. Еврейская жизнь в России процветает, у нас полная свобода в вероисповедании.

Российское еврейство сейчас живет в момент такой духовного ренессанса, которого долго не было. Поэтому не знаю, откуда у него эта информация. Я готов пригласить любого представителя украинского правительства к нам, пусть приходят, посмотрят. То же самое и в других российских городах: Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Саратове…

Недавно я был на открытии синагог в Саратове, Воронеже. Пусть Порошенко покажет — какая еще одна страна в Европе сегодня открывает так много синагог, как в России?

Могут, конечно, сказать: Что же, в России нет своих "бритоголовых"? Фашисты есть везде, антисемиты есть везде, просто антисемитизм меняет свое лицо, это как мутация вируса. Антисемитизм бывает расистским, как в Европе, когда она стала светской (до этого он был религиозным). Сегодня появился новый вид антисемитизма — антисемитизм против государства Израиль. Государство Израиль заняло место отдельных евреев. Я об этом недавно говорил в Европарламенте. Вопрос другой — какова реакция властей?

В России власть дает четкий сигнал, что не будет терпеть антисемитизм. Президент Путин не раз подавал такой сигнал.

— В свое время было очень многое сделано для того, чтобы евреи из Советского Союза уезжали в Израиль. Сейчас эта тенденция остановилась?

— Любой человек должен иметь свободу выбора, где жить. Одна из проблем еврейского населения во времена Советского Союза состояла в том, что у него не было прав на свободу вероисповедания и свободу передвижения. Людей молодых, которые приходили в синагогу, арестовывали. И когда при создании современной России разрешили свободу передвижения, многие евреи решили здесь остаться. Раз свобода движений гарантирована, тогда можно жить в России, можно жить на Украине, можно жить в Израиле, можно жить в Америке, в любом месте. Я сам родился в Швейцарии и приехал сюда в 1989 году, еще во времена Советского Союза. Думал, что только на один год. Никто не думал, что произойдет то, что произошло. И никто не думал, что здесь будет создаваться мощнейшая еврейская община, появится свобода вероисповедания, развернется борьба против антисемитизма, появятся гарантии свободы передвижения любого человека. В итоге так получилось, что большую часть моей жизни я провел здесь, в России, она стала моим домом.

Беседовала Инна Новикова

Подготовил к публикации Сергей Валентинов

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *