Точки зрения на смертную казнь в нынешней России

"Казнить нельзя..." - будет ли точка?

Пожалуй, нет другой такой серьезной темы, которая бы вызывала такие противоречивые суждения в обществе, как вопрос о смертной казни. На протяжении столетий этот животрепещущий вопрос раскалывает сообщество обывателей, юристов, писателей и мыслителей. И только преступники продолжают творить свои злодеяния, невзирая на ее существование или отмену.

Когда Конституционный суд РФ вынес постановление, в котором признал неконституционной возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны, то данный запрет, казалось, имел временный и исключительно технический характер. Прошли годы, но не только ничего не изменилось - напротив, все упорнее действуют противники смертной казни.

"В 1996 году президент Российской Федерации Борис Ельцин издал указ о поэтапном сокращении применения смертной казни, — рассказал в интервью Правде.Ру профессор высшей школы экономики, заслуженный юрист России, член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Сергей Пашин. — И Конституционный суд лишь продолжил эту тенденцию. Не расстреливают у нас с августа 1996 года, в том числе, благодаря комиссии по вопросам помилования при Президенте России под председательством писателя Анатолия Приставкина.

Почему я против смертной казни? Потому что в Европе смертная казнь практически нигде не применяется. И есть страны, где смертная казнь в законе сохранилась, но ни один судья не применяет эту норму. Если Россия хочет быть частью Европы, Россия должна отказаться от смертной казни. Тем более, что насильственные преступления, такие как убийство или причинение тяжкого вреда здоровью, все чаще сокращаются год от года".

"Все хорошо, прекрасная маркиза!" — вот что зачастую мы слышим из уст либеральствующих юристов, отвечающих разгневанным трудящимся на их законный вопрос: "Доколе мы будем оплачивать своими налогами содержание в тюрьмах разных мразей?" По словам некоторых прекраснодушных российских правоведов, над нашим национальным законодательством и конституцией довлеют не международные договоры и право, "даже не протокол №6, который подписал Ельцин к европейской конвенции, а просто желание чувствовать себя своими в клубе цивилизованных народов", как выразился Сергей Пашин.

А вот точка зрения на мораторий на смертную казнь известного советского и российского ученого-криминолога, писателя и сценариста, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации, полковника милиции в отставке и почетного сотрудника МВД Даниила Корецкого:

"Да это уже не мораторий, кстати. Мораторий действовал, когда президент подписал указ о временном приостановлении исполнения и вынесения приговоров к смертной казни. Это был 1996 год.

Во-первых, я много раз писал о том, что фактическая отмена смертной казни нелегитимна, потому что на сегодняшний день у нас есть этот вид наказания в Конституции и в Уголовном кодексе. Для того чтобы этот вид наказания отменить, нужно решение Государственной думы, которое изменяет Уголовный кодекс (УК). В Конституции написано, что смертная казнь действует вплоть до ее полной отмены. В принципе, надо менять эту статью Конституции, хотя это и не обязательно, потому что полная отмена произведена в УК и этого достаточно.

На сегодняшний день у нас не действует юридически предусмотренный институт смертной казни, в связи с решением Конституционного суда. Это парадокс. Потому что Конституционный суд может толковать Конституцию, признавать несоответствующими Конституции ненастоящие правовые акты, но он не может изменять саму Конституцию. Вот так обстоит дело с правовой стороны".

Хорошо известна позиция Православной церкви. Президент страны публично высказывался, что ужесточение наказания само по себе не ведет к искоренению преступности. Но никто не говорит, мол, нужно применять смертную казнь направо и налево. Ведь возможно использовать государственное насилие точечно, разово, каждый раз взвешивая, убивать или не убивать закоренелого негодяя?

Когда Правда.Ру задала этот вопрос Сергею Пашину, он ответил: "Вообще, вы практически процитировали Чезаре Беккариа. Этот выдающийся правовед-гуманист эпохи Возрождения еще в XVIII веке так сказал, и спасибо нашему президенту, что он разделяет эту точку зрения.

А обсуждать, конечно, можно, но тот же Конституционный суд еще в 2010 году написал в своем постановлении, что тенденция к отмене смертной казни не просто проявляется — она необратима.

По сути, решение Конституционного суда препятствует вынесению смертных приговоров и приведению их в исполнение. Так что обсуждать можно, в том числе и точечно. Но вообще, с точки зрения нашей системы права, это просто совершенно бесполезное обсуждение.

А потом, знаете ли, интенсивность смертной казни больше применяется ли, меньше, на уровень преступности это никак не влияет. Более того, есть страны, где отмена смертной казни вызвала уменьшение количества убийств. В частности, такое произошло в Канаде в 1974 году".

Но есть и другие примеры. В конце декабря прошлого года в Пакистане сняли запрет на казни преступников, осужденных за терроризм. Разве мы не можем действовать в том же духе? Казнить не за экономические преступления, а, скажем, за террор, сексуальных маньяков - короче говоря, исключительно неисправимых преступников? Что или кто нам мешает, ведь в законодательстве смертная казнь почему-то не отменена?

"Это вопросы надежности судебной системы, — подчеркнул в беседе с Правдой.Ру заслуженный юрист России Сергей Пашин. — Во-первых, наша судебная система малонадежна. Во-вторых, террористов мы не можем казнить, потому что с 2008 года для террористов не предусмотрен суд присяжных, а 20-я статья Конституции предполагает, что нельзя вынести смертного приговора без суда присяжных. Кроме того, правовая позиция Конституционного суда, из соображений равенства, препятствует выносить смертные приговоры, если даже хотя бы в одном регионе суда присяжных нет".

Правда.Ру попросила Сергея Пашина прокомментировать также известные высказывания Гёте, который был не просто гениальным немецким поэтом и писателем, талантливейшим ученым и мыслителем, но в 1782 году получил титул тайного советника и потомственное дворянство за свою государственную службу в герцогстве Саксен-Веймар-Эйзенах.

Вот что говорил Гете: "Если бы можно было отменить смерть, мы бы не имели ничего против; а вот отменить смертную казнь будет трудно. Если это случится, нам придется от случая к случаю ее восстанавливать".

И еще: "Если общество отказывается от права располагать в числе своих средств смертной казнью, то люди сами приходят себе на помощь, и вот уже в дверь стучит право кровной мести".

Сергей Пашин прокомментировал Правде.Ру слова великого поэта следующим образом: "Это было сказано очень давно. Сейчас ситуация явно изменилась. А потом знаете, Гете был министром, это так, но Гете был писателем и поэтом! И его страшно мучила эта история с Маргаритой. Маргарита из трагедии "Фауст", которую автор казнил за убийство ребенка. И когда он подписывал аналогичный смертный приговор в реальной уже жизни, ему было очень тяжело. Он утверждал приговоры и страшно мучился. Есть его воспоминания, есть его дневник. Так что это очень старое высказывание, оно не прошло проверки. В той же Германии смертной казни давно нет, и Германия давно не порывается ее восстановить".

Прелюбопытная логика получается! Мысли умершего в 1794 году Цезаря Бонесана-Беккариа (Cesare Bonesana-Beccaria) оказываются актуальнее, нежели афоризмы Иоганна Вольфганга фон Гете (Johann Wolfgang von Goethe), опубликованные им в 1829 году?! Именно тогда вышла из печати полная версия романа "Годы странствий Вильгельма Мейстера", в который Гете дополнительно поместил заметки "Из архива Макарии", с процитированными нами максимами про смертную казнь. Более того, выпускник иезуитского колледжа Беккариа был типичным кабинетным ученым, а Гете испытал все прелести госслужбы на собственной шее. Не говоря уже о том, что Гете был бы не против "отменить смерть", но не смертную казнь…

Поставим ли мы когда-нибудь точку, а не запятую в набившей не только оскомину фразе: "Казнить нельзя помиловать"?

"Хочу ли я, чтобы возродили смертную казнь?" — риторически спросил корреспондента Правды.Ру Даниил Корецкий, и сам тут же ответил: "Я всегда был сторонником смертной казни, но я был сторонником смертной казни при той системе правоообразования и правоприменения, которая существовала в Советском Союзе. В настоящее время я не являюсь сторонником смертной казни при том состоянии законотворчества и правоприменительной практики, которая сложилась на сегодняшний день".

Читайте также:

Споры о смертной казни — показатель бессилия

Громкие убийства под грифом "секретно"

Смертная казнь: что "нафантазировали" люди в убийстве себе подобных

Смотрите фоторепортаж: И смертная казнь бывает "гуманной" 

Фотоархив Pravda.Ru
Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *