России не хватает настоящих мужчин

России не хватает настоящих мужчин. Вольная борьба на Олимпиаде: Россия - Грузия Определенная связь между видами спорта и национальностью спортсменов прослеживается во всем мире. Канадцы сильны в хоккее, бразильцы — в футболе, негры классно бегают, боксируют и играют в баскетбол. К этому все как-то привыкли. Но вот когда дагестанские борцы берут "золото" для России, обывателю некомфортно. Слишком уж они… агрессивные, что ли. Вспомните хотя бы громкое и до сих пор не законченное дело о гибели москвича Агафонова, нарвавшегося на кулак выходца с Кавказа. Реальная это проблема или из чего-то высосанная, "Правда.Ру" поинтересовалась у председателя Федерации кунг-фу России Шамиля Джафарова.

Подавляющее большинство борцов вольного стиля и греко-римской борьбы — это выходцы с Кавказа. Если говорить точнее, из Дагестана. На только что завершившейся лондонской Олимпиаде они, как обычно, уверенно брали "золото" для России. Но в блогах их успехи вызвали неоднозначную оценку: борцы — молодцы, но почему только дагестанцы, почему другие регионы — не кавказские — не способны воспитать чемпионов в этих видах спорта? Возможно, государство должно вмешаться и выработать централизованную политику для устранения этой диспропорции… Или влиять надо не на спорт, а на общественное сознание, в котором коренятся иррациональные страхи?

— Шамиль Ибрагимович, могут ли эти молодые, здоровые ребята из неспокойного региона России в будущем представлять опасность для россиян? Возможно, все дело в виде спорта — и если бы представители кавказских республик играли в шахматы, никто не заикнулся бы?

— Кто бы ни завоевывал золото для России, его успех должен быть предметом гордости, поскольку традиционно разные регионы России сильны спортсменами разных стилей и направлений. На юге, например, сильна борьба — скажем так, национальные виды спорта: тяжелая атлетика, силовые единоборства. Где-то сильнее хоккей, легкая атлетика и плавание. В этом, наверное, и заключается мощь нашей страны, где проживают более 200 национальностей, — все вместе мы имеем такую уникальную культурную общность. Поэтому говорить, что спортсмены, приносящие России олимпийское "золото", могут быть в перспективе опасны, — это некорректно по отношению, прежде всего, к самим спортсменам и провокационно по отношению к России в целом.

Необходимо поддерживать традиционные виды спорта в регионах, но при этом смотреть, где можно дополнительно развивать новые направления. Вот вы упомянули шахматы на Кавказе, почему нет?! Нужно строить и футбольные поля, и хоккейные коробки, чтобы была возможность не только пойти в секцию борьбы или бокса, а проявить себя в других видах спорта. Но опасности никакой, ни спортсмены-кавказцы, ни кавказцы в целом для России нести не могут, наоборот, они защитники России. И настоящие, и будущие. Вот такой мой ответ.

— В 1980-е годы советская власть прикрыла секции восточных единоборств, хотя до этого активно поощряла интерес молодежи к каратэ. Недавно губернатор Калужской области Анатолий Артамонов заявил, что вольная борьба культивирует агрессию, поэтому россияне должны отдать предпочтение игровым видам спорта. Неужели отношение чиновников к единоборствам не изменилось?

— Вы знаете, я попал под это дело в восьмидесятых. Я сам занимался сначала в клубе, потом в подпольном клубе, нас задерживала милиция. Отношение к единоборствам было неоднозначное, кто-то говорил, что каратэ — это, как на Кубе, оружие революции, кто-то иначе на него смотрел. Простой пример столового ножа: им можно резать хлеб для голодающих, а можно совершить какое-то противоправное действие. Я неплохо знаю губернатора Калужской области Анатолия Дмитриевича Артамонова. На мой взгляд, этот совершенно замечательный человек не только поддерживал и поддерживает спорт у себя в регионе, но и вообще очень комплиментарно к нему относится. Тут скорее, наоборот, в некоторых российских регионах не хватает борцовских секций, воспитывающих настоящих мужчин. Это заметно по постоянному недобору в армию, по физическому состоянию многих ребят, которое далеко от того, что культивировалось в Москве в 1980-е годы.

Спортивная секция (будь то секция борьбы, бокса и так далее), во-первых, дисциплинирует. Во-вторых, она дает выход природной агрессии молодого человека. В-третьих, она сплачивает. Те, кто занимался или занимается спортом, знают, что в спортивных секциях нет разногласий по национальным или каким-либо другим признакам. Спортивный клуб — это одна большая семья, кто бы там ни занимался. Если мы говорим о борцах, то они уважают друг друга, независимо от того, кто из какого региона приехал, они все вместе представляют одну великую страну.

России не хватает настоящих мужчин. Шамиль Джафаров

— Откуда, на ваш взгляд, берутся общественные фобии? Вот, например, актер Алексей Серебряков, играющий брутальных типов, эмигрировал в Канаду. Говорит, за детей боится. Боксер Костя Цзю — и тот уже давненько с семьей в Австралии. СМИ уверяют иностранцев в том, что по российским улицам ходить смертельно опасно…

— Ухудшение криминогенной обстановки в обществе зависит совсем не от того, занимаются или нет люди спортом. Настоящую проблему на сегодняшний день, на мой взгляд, представляет колоссальное число мигрантов из ближнего зарубежья (в основном, из Средней Азии), которые берутся за любую работу и наводняют улицы наших городов.

Прежде всего, государству и гражданам надо обратить внимание на работу правоохранительных органов, поскольку раскрываемость преступлений, их профилактика зависят не от того, меньше или больше хулиганят граждане, а от слаженной работы органов правопорядка. А что, разве нет преступлений в Америке, в Канаде или в Австралии, куда эмигрировал Костя Цзю? Конечно же, есть. Но там правоохранительная система работает жестче, быстрее и чаще их пресекает.

Что касается агрессивного состояния нашего общества, то оно с каждым годом, к сожалению, усугубляется, в том числе и "благодаря" СМИ, которые активно раздувают малейшие конфликты, превращая их в пожары. Загляните в интернет, и увидите, сколько спортсменов того или иного стиля единоборств по тому или иному поводу вступали в конфликты. Но все зацепились за дело Расула Мирзаева, пытаясь найти там националистический элемент. Нет там ничего. Между Мирзаевым и ныне покойным Агафоновым (бедный парень!) произошел бытовой конфликт, в результате которого имел место трагический случай. Остается одно — принести извинения родителям покойного, сделать все, чтобы облегчить их страдания и мучения, а не плясать на гробах. Я сам присутствовал на суде по этому делу и видел, как некоторые пытаются сделать себе имя на крови этого мальчика. Оценку должен дать суд, а не люди на улицах. Если Мирзаев виноват — он должен нести полную ответственность. Если нет, то меньшую ответственность.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Татьяна Бархатова
Татьяна Бархатова — журналист, бывший интервьюер отдела политики Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить