Телефонные мошенники продолжают обманывать граждан

Мошенничество: старые методы не ржавеют

Дежавю какое-то! Чуть не каждый день обнаруживается в криминальных сводках повторение "пройденного": мошенник, по телефону представившись старику или старушке полицейским, предлагает срочно перевести столько-то денег на такой-то номер или передать курьеру круглую сумму для того, чтобы выручить из какой-нибудь беды их сына-дочь. И ведь переводят!

Неужто ничему так и не научились? Ведь эта "забава" работает уже не первую пятилетку, казалось бы, этот "номер" всем уже давно знаком. Ан нет, все встречаются и встречаются те, кто про это ничего не слышал. Ну, или забыл. Что объяснимо: услышав, что родное чадо в беду попало, обо всем на свете забудешь…

Не так давно в Северодвинске Архангельской области три дня подряд в полицию поступали заявления от старушек, написанные, словно под копирку. Две старушки и старичок поддались на старую уловку телефонных мошенников. Им звонил неизвестный, представлялся знакомым их сына, который только что стал виновником ДТП. И просили приготовить 30-40 тысяч рублей, чтобы "отмазать" его от ГИБДД.

И что вы думаете — все три раза нехитрая "разводка" срабатывала! Пожилые люди спешно доставали скопленные "похоронные" денежки, передавали доброжелательному и сочувствующему их чаду курьеру и… Потом вдруг вспоминали, что у сына никогда не было машины, что дочь лет двадцать живет в другом регионе и так далее… Хочется верить, что мошенников все-таки найдут. Хотя вообще-то это редкость.

Читайте также: Как БАнДиты дедушку обманули

Ну, а интернет — вообще золотое дно для мошенников. На днях знакомый, часто бывающий за границей и имеющий там множество хороших и верных друзей, рассказал такую историю. Был у него ящик на канадском почтовом сервере, пользовался он им много-много лет. И вдруг звонят ему друзья из Франции: как дела, мы очень беспокоимся, что случилось?

Выясняется, что им пришло письмо на плохом английском языке как раз с того именного канадского ящика: мол, друзья, попал в беду, на вокзале во Франкфурте обворовали, остался без денег и документов, срочно вышлите полторы тысячи евро на такой-то счет!

Бедный мой товарищ побежал к компьютеру, залез в свою почту — и, о, ужас! Вся телефонная книга стерта, и вся переписка тоже. Остались виртуальные следы лишь одного письма в папке "Отправленные": рассылка с просьбой о срочной помощи ко всем-всем-всем! Мой знакомый потратил кучу времени, чтобы хоть как-то реабилитироваться перед своими западными друзьями, восстановить телефонную книгу. Выяснилось: его ящик вскрыли хакеры и, естественно, этим воспользовались…

Есть и такой способ "интернет-надувалова". В какой-нибудь социальной сети появляется группа, в которой объявляется сбор средств для помощи заболевшему ребенку (это звучит чаще всего!). Живописно описываются страдания малыша и его родителя, красочно упоминается, что операция стоит кучу денег, а у бедных папы и мамы их нет и т.д.

Читайте также: Новогодний "чес" аферистов от интернета

Размещается в сети даже фото ребенка, даются номера счетов на "Яндекс-деньги" или на WebMoney (реже — в каком-нибудь реальном банке). Далее хитрые мошенники под разными никами начинают дискуссию, что малыш очень нуждается в операции, как он страдает, описываются его достоинства и т.д. И что вы думаете — доверчивые люди из сети шлют свои рублики по указанным адресам, а мошенники очень даже неплохо зарабатывают!

Или случай, рассказанный другим знакомым. К его 81-летней матери в квартиру позвонили две девушки, представились работниками службы социального обеспечения. Мол, нужно кое-какие данные уточнить. Пока старушка рассказывала одной из девушек всю подноготную, вторая, извинившись, надолго вышла в туалет.

Через неделю старушка сунулась к своим сбережениям, что лежали в шкатулке в серванте — и обомлела: все собранные ей за 15 последних лет деньги (а это более 150 тысяч!) исчезли! А ведь о подобных случаях, специально в расчете на старшее поколение, много раз предупреждали и местные газеты, и телевидение.

Фантазии "технологичных" мошенников нет предела. На днях в моем кармане тихо пикнул мобильник: СМС пришло. Причем с незнакомого телефона. Читаю и задумываюсь: "Положи, пожалуйста, 100 рублей на этот номер. У меня деньги кончились. Позже объясню". Так… Текст очень обтекаемый. Скорее всего, мошенники. Но сын-семиклассник в последние месяцы какой-то странный, переходный возраст все-таки.

Перезваниваю ему — абонент все время занят. Может, и вправду у него что случилось? Ну, 100 рублей деньги небольшие, сую купюру в подвернувшуюся "закачайку". Вечером дома выясняется, что у сына все в порядке. Занят был телефон — так это музыку качал из сети. А если бы попросили бы не сотню, а тысячу перевести? А что, может, и перевел бы.

Понятно, что такие сообщения рассылаются массово, в надежде на "халяву", на то, что кто-нибудь, пусть один из сотни получателей СМС, все-таки клюнет. И ведь кто-то клюет! Свои советы, как избежать атаки "технологичных" мошенников, дает читателям "Правды.Ру" кандидат юридических наук, член Международной ассоциации адвокатов Игорь Васильевич Шмидт:

Читайте также: Аферисты шагают в ногу с прогрессом

"Советы просты. Никогда не доверяйте с первого раза тем людям, которых не знаете достаточно хорошо. Не приглашайте в дом никаких "социальных работников", коммунальщиков и так далее, не проверив у них документы и не позвонив их начальству: действительно ли есть ли такие? Получив тревожное сообщение с незнакомого телефона (да даже и с того, который известен), тут же перезвоните сыну или дочери, для которых просят материальной помощи.

Периодически меняйте ключи к своему электронному почтовому ящику, чтобы не дать хакерам возможности легко вскрыть его. Если увидели в социальной сети объявление о помощи больному ребенку и у вас появилось искренне желание помочь, сначала попросите администратора группы опубликовать не виртуальный счет, на который нужно будет переводить деньги, а личный банковский, причем надежнее всего в этом случае будет счет в Сбербанке. Если человеку действительно нужна реальная помощь, он на такую бдительность не обидится!

И вот еще очень важный момент. Ни для кого не новость, что чаще всех жертвами мошенников, в первую очередь телефонных, становятся люди старшего поколения. Так вот, обязательно по несколько раз в месяц напоминайте своим родителям или бабушкам-дедушкам о вышеперечисленных методах безопасности. Или просите их звонить вам во всех "сомнительных" случаях, когда они не знают, как поступить. И своим родным поможете, и мошенникам не дадите на них нажиться!"

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить