В Москве готовят транспортную реформу

Уже совсем скоро жители столицы станут участниками настоящей транспортной революции. В этом году частные перевозчики переходят на новую модель управления пассажирскими перевозками. Департамент транспорта Москвы проводит реформу наземного городского пассажирского транспорта, результатом которой станет создание единой транспортной сети столицы.

Такая модель управления уже давно оправдала себя в европейских столицах — Берлине, Вене, Будапеште, и скоро ее преимущества почувствует каждый пассажир общественного транспорта.

Наземным транспортом, к которому относятся автобусы, троллейбусы, трамваи и частные маршрутки, пользуется огромное число жителей и гостей столицы. В прошлом году количество пассажиров превысило два миллиарда человек, четверть из которых воспользовалась услугами частных перевозчиков.

Сегодня ситуация с маршрутками выглядит неприглядно. Львиную долю частного автопарка составляют старые машины, не отвечающие никаким нормам цивилизованной перевозки пассажиров. Почти половина из них не оборудована кондиционерами и не соответствует экологическим стандартам. В маршрутки невозможно попасть мамам с колясками и людям с ограниченными возможностями.

Зачастую ездить на таком транспорте просто опасно! По статистике, в авариях с участием частных маршруток ежегодно погибает 20 пассажиров, а пострадавших в десятки раз больше.

Коммерческие перевозчики работают по своим правилам — их маршруты привязаны к метро и не отвечают запросам пассажиров по перевозкам в удаленные от станций районы. При полном отсутствии качественного сервиса стоимость проезда в частном транспорте неоправданно завышена и составляет не меньше 35 рублей, а на некоторых маршрутах превышает 60. Для сравнения, при пользовании проездным ТАТ (60 поездок) на городском автобусе поездка обходится пассажиру в 14 рублей. Помимо этого, частные перевозчики не предоставляют льгот студентам, школьникам, пенсионерам и ветеранам. Напрашивается вывод: частный транспорт сегодня дорогой, опасный и неудобный. Именно поэтому Департамент транспорта Москвы затеял реформу, кардинально меняющую ситуацию с сервисом частных перевозчиков столицы.

Суть реформы проста — городские власти решили объединить всех перевозчиков в единую транспортную сеть: единые высокие стандарты качества, безопасности, комфорта и доступности. Теперь частники будут обязаны заключать с городом контракт, в котором прописаны жесткие требования к качеству предоставляемых услуг и подвижному составу. У перевозчиков не получится закупить несколько старых "газелей" и выйти на востребованный маршрут. Транспорт частников должен быть не старше двух лет, оборудованный системами кондиционирования и отопления салона, внешним и внутренним видеонаблюдением и др.

Помимо этого, будет полностью реорганизована маршрутная сеть с учетом пожеланий горожан — появится больше остановок с минимальными интервалами ожидания, будут устранены дублирующие друг друга маршруты и увеличена вместимость транспорта там, где этого требует пассажиропоток. Время ожидания транспорта будет сокращено за счет разгрузки улично-дорожной сети и оптимизации маршрутов для нужд пассажиров. Повысится транспортная доступность социально-значимых объектов: школ, больниц, детских садов и пр.

Для частных перевозчиков объявлены 63 конкурса на 211 маршрутов. Реформа проводится в максимально сжатые сроки, поэтому уже осенью первый победитель выйдет на обновленные маршруты в Северо-Западном округе столицы. В других округах столицы частные перевозчики нового образца появятся до конца 2015 года.

Вместо привычных пыльных и забитых до отказа маршруток жителей столицы ждут комфортабельные автобусы европейского класса. По новым техническим нормам, транспорт должен соответствовать стандарту "Евро-5". Автобусы будущего будут разной вместимости — самые большие из них будут рассчитаны на 80-90 человек, средние на 40-65 и маленькие — до 20 пассажиров. Все автобусы будут низкопольными, что позволит пользоваться общественным транспортом мамам с колясками и людям с ограниченными возможностями.

Для удобства навигации пассажиров все автобусы будут оборудованы ГЛОНАСС — каждый сможет с легкостью отслеживать движение общественного транспорта через мобильные приложения или информационные табло на остановках. К оплате будут приниматься билеты городского билетного меню: "Тройка", ТАТ, 90 минут или "Единый". Это позволит экономить пассажиру восемь-десять тысяч рублей в год. В обязательном порядке в транспорте частных перевозчиков будут действовать льготы на проезд для школьников, пенсионеров, студентов и социально не защищенных граждан, которые сегодня не могут ими воспользоваться на коммерческих маршрутах.

Как подчеркивают руководители транспортного департамента, суть реформы — не просто замена старого транспорта новым. Основная задача — создание единой интеллектуальной городской системы транспорта: учет пассажиропотока, пожеланий граждан, загруженности улично-дорожной сети и ее возможностей, расположения социально значимых объектов и пр.

Так, например, в районе станций "Речной вокзал" и "Планерная" сегодня скапливаются пробки из-за большого количества маршруток. Решить проблему помогут автобусы большей вместимости.

Но самое главное — единая транспортная сеть станет прозрачной и легко контролируемой. Недовольный пассажир сможет отправить жалобу через приложение для смартфонов "Мобильная приемная", а также обратиться на горячую линию департамента транспорта.

Благодаря новой системе сами перевозчики смогут сконцентрироваться на качестве услуг, а не на гонке за пассажирами. Около 70 процентов их прибыли будет складываться из суммы за транспортную работу. И тем, кто хочет остаться на рынке, придется соответствовать высоким требованиям, предъявляемым городом.

Единые транспортные системы работают во многих столицах. Например, в Лондоне вот уже десять лет частные компании интегрированы в транспортную модель, аналогично работают перевозчики в Вене, Сингапуре. Система государственных контрактов показала высокую эффективность в работе с коммерческими перевозчиками. Уже этой осенью московский городской транспорт начнет работать в духе времени, ничем не уступая европейскому пассажирскому сервису.

Автор Александр Приходько
Александр Приходько — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить