Приставленные к охране третьей власти. Интервью с замом главного судебного приства Москвы Михаилом Никифоровым

Приставленные к охране третьей власти

"Не надо бояться человека с ружьем", — наставлял Ленин в старом советском фильме. А стоит ли в нынешних условиях бояться судебного пристава? И что вообще это за профессия? Оказывается, в службе судебных приставов есть много специальностей. Об одной из них — пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов — в прямом эфире Pravda.Ru рассказал замруководителя управления Федеральной службы судебных приставов России, зам главного судебного пристава Москвы Михаил Никифоров.

— Обычно люди представляют судебного пристава в роли человека, который выбивает долги с недобросовестных должников. Но профессия судебного пристава не ограничивается данной специализацией. Одно из направлений — охрана судов, обеспечение их нормальной деятельности. Михаил Михайлович, расскажите, пожалуйста, какие функции и задачи выполняют приставы при судах?

— Основные, приоритетные функции, которые выполняют судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, закреплены в 118-м Федеральном законе о судебных приставах. В первой статье, где указаны приоритетные задачи судебных приставов, закреплена функция обеспечения установленного порядка деятельности Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Это самое главное.

В первую очередь, мы обеспечиваем безопасность в зданиях судов и на прилегающей территории. Главная задача — обеспечение безопасности судей, присяжных заседателей и всех других участников судебного процесса. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов осуществляют принудительные приводы по заявкам судей, дознавателей и судебных приставов-исполнителей граждан, которые по каким-либо причинам не являются на заседания или к ним по повесткам. Наши сотрудники также обеспечивают безопасность перевозки уголовных дел.

Также обеспечиваются безопасность судебных приставов-исполнителей непосредственно при осуществлении исполнительных действий. Мы помогаем препровождению граждан ближнего и дальнего зарубежья, которым судом вынесено постановление о принудительном выдворении за пределы территории РФ. У нас еще есть функция оказания содействия органам внутренних дел в задержании лиц, находящихся в розыске. Все это — наша основная работа, которой мы занимаемся ежедневно.

— Всегда был такой обширный список ваших функций или он расширялся? Не слишком широк набор полномочий? Или, наоборот, полномочий не хватает и надо что-то добавить?

— За последнее время у нас добавились полномочия по выдворению иностранных граждан. Соответственно, у нас было создано дополнительно структурное подразделение для этих целей. Для этого выделены люди, транспорт, все необходимое, чтобы мы могли беспрепятственно забирать лиц, подлежащих административному выдворению из зданий суда после вынесения постановления. После этого мы сопровождаем их в спецприемник, где они находятся, пока решение суда не вступит в законную силу, а мы проверяем их персональные данные, чтобы не было никаких изменений и несоответствий. Мы оповещаем МИД, консульство, посольство и после сбора определенного пакета документов препровождаем их за пределы границы РФ. Эта функция введена с 1 января 2012 года.

Сравнительно недавно добавилась также работа по содействию органам внутренних дел в розыске находящихся в федеральном розыске и являющихся должниками по исполнительному производству лиц. Это тоже новая для нас функция. Также у нас в перечень обязанностей внесено сейчас обеспечение безопасности наших коллег — приставов, которые занимаются непосредственно исполнением решений суда.

Все эти новые виды деятельности не просто так придуманы, чтобы нас загрузить. Сама жизнь заставляет вводить эти функции, расширять сферу деятельности. Наша служба, вообще, появилась сравнительно недавно, но она крепнет, набирает определенный опыт, силу и авторитет. Поэтому я думаю, что о сокращении функций речь не идет. Возможно, наоборот, в будущем появятся новые задачи. Потому что из одного, как правило, вытекает другое, и здесь уже жизнь подсказывает, в каком направлении надо двигаться, какой участок работы надо расширить и усилить. Думаю, что в дальнейшем у нас появятся и новые виды деятельности.

— У вас опасная и ответственная работа, вы охраняете жизнь людей, обеспечиваете безопасность в конфликтных ситуациях. Чем вооружены ваши сотрудники?

— Вооружение судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов прописано постановлении правительства №776. Мы имеем на вооружении пистолеты, пистолеты-автоматы и автоматы. Все это у нас есть, но без необходимости, без надобности мы зря оружием не бравируем, стараемся его не выставлять на всеобщее обозрение.

— Ваша работа связана с громадной психологической нагрузкой. Вы имеете дело со сложным контингентом в острых ситуациях, возможны внезапные конфликты и непредсказуемая агрессия. Как ваши сотрудники справляются с этим? Как вы их готовите?

— Во-первых, все начинается с отбора. Законом определен возраст приема в службу судебных приставов — не моложе 21 года. Молодой человек должен отслужить в вооруженных силах или других специализированных подразделениях. Мы изучаем документы, тщательнейшим образом отбираем граждан, смотрим по всем параметрам. У нас есть психологи, которые проводят тестирования и собеседования, оценивают кандидата на службу. Мы изучаем среду, в которой наш кандидат получал образование и воспитывался.

После чего гражданин проходит десятидневную стажировку. Он должен определиться и понять главные задачи и цели, ради которых он будет служить государству. А у нас есть время к нему присмотреться. Далее у нас — четко слаженная система обучения. Постоянно — определенное количество часов по специальной и правовой подготовке. Есть дополнительные предметы, в том числе и психологическая подготовка. Там мы разбираем в первую очередь предотвращение конфликтной ситуации.

Мы учим оценивать любого гражданина с первого момента. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка должен быть как рентген, изучать, видеть человека насквозь. Поэтому постоянно проводятся инструктажи, методические занятия, тренинги… Ведь каждый человек — это индивидуальный случай. И системы, шаблона здесь быть не может.

Когда человек дисциплинирован, когда человек уверен в своих действиях, ему всегда сопутствует успех и удача. Два раза в год, весной это посвящено Дню Победы, а осенью — Дню судебного пристава, 1 ноября, проводится торжественное приведение к присяге. Текст присяги очень содержательный, ответственный и направленный на понимание того, что мы служим государству. Присяга принимается у Храма Христа Спасителя осенью и в сквере рядом с Домом Советской Армии. У нас очень ответственная и почетная служба.

Наших ребят с удовольствием берут в самые серьезные силовые структуры, даже сманивают иногда. Но мы не обижаемся, мы занимаемся с молодежью и рады, что наши ребята востребованы, соответствуют любым требованиям. Поэтому я думаю, что у нас со временем будет еще более серьезный статус и полномочия.

Читайте также: Судебные приставы: Мы не изверги

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить