Мнение историка Александра Широкорада о гражданском оружии в России

Самооборона наказуема - и с оружием, и без...

Оружие в руках у граждан — источник криминала или средство самообороны? Спровоцирует ли оно новые преступления или поможет снизить уголовную статистику? Историк Александр Широкорад напоминает, что на Руси и дворяне, и крестьяне столетиями владели оружием, но архивы не изобилуют делами, в которых бы фигурировала "бытовуха" с его участием. Зато, по его мнению, оно помогло бы сдержать разгул преступности в наши дни.

Шарль д'Артаньян обратился за разрешением на травматический пистолет "Оса" и получил отказ. "Почему?" — "Вам еще нет 21 года". Расстроенный гасконец отправился домой и обнаружил там повестку в военкомат. Ведь ему уже исполнилось 18 лет. Шарль не стал "косить" от армии, как это делают большинство его московских сверстников, и отправился в доблестные ряды, где сразу поступил в школу сержантов.

И вот через три месяца д'Артаньян наконец-то получил в свое распоряжение "Осу". Но только не "резинострел", а ЗРК. Шарль вспомнил о своей обиде и пульнул "Осой" в широкофюзеляжный "Боинг".

Читайте также: Москва: резкий рост уличной преступности

Я вовсе не ерничаю. Депутаты Государственной думы предлагают давать разрешение на "травматику" только с 21 года. А допускать людей к танкам, пушкам и ракетам — с 18 лет. Рассматривать остальные предложения депутатов Госдумы об усилении ограничений для владельцев травматического оружия, думаю, надо не здесь, а в каком-нибудь юмористическом издании. МВД и симпатизирующие ему СМИ умышленно акцентируют внимание общества на отдельных фактах и деталях, стремясь отвлечь внимание от проблемы в целом.

К сожалению, у нас никто даже не пытается оценить общий прямой и косвенный ущерб от преступности. Прямой — это непосредственный вред, нанесенный преступниками, а косвенный — силы и средства, отвлеченные на борьбу с преступностью, и упущенная выгода от действий преступников.

Например, в 2009 году в РФ было убито 15 954 человека, или 11,2 человека на 100 тысяч населения. В США в том же году было убито 15 221 человек, или пять человек на 100 тысяч населения. И это в той самой стране, которую все наши чиновники проклинают за свободную продажу оружия и где вооружен каждый второй гражданин! То есть у нас убивают в 2,24 раза больше людей на душу населения.

Любопытно, что наши власти не дают статистику применения законно приобретенного гражданского оружия. В интернете же говорится, что за 10 лет из травматического оружия убито 50 (!) человек. Да это в несколько раз меньше статистической погрешности убийств. В интернете приводятся данные, что в Москве зарегистрировано 380 тысяч гладкоствольных охотничьих ружей (дробовиков). А в год они проходят по 10-12 криминальным эпизодам. Таким образом, один "криминальный" выстрел из одного зарегистрированного ствола происходит раз в 30 тысяч лет!

А теперь перейдем к косвенным потерям от преступности. В 2003 году в РФ тратилось 15 процентов госбюджета на оборону и 10 процентов на "правоохранительные органы". Опять же, помолчу о расходах на полицию и ФСБ, скрытых в других статьях бюджета.

Я как историк берусь доказать, что наша армия и флот за три века, с 1712 по 1990 год, никогда не были столь слабы, а полиция столь сильна, как сейчас. Ныне Россию можно представить как худо одетого человека с атрофированными руками (армией и флотом) и предельно гипертрофированными органами.

А какие огромные средства идут на содержание частных охранных фирм? Мы видим дюжих молодцов-охранников почти в каждой мелкой лавочке и не думаем, что их зарплата, равно как и содержание этих охранных фирм, идут из нашего с вами кармана не только через налоги, а непосредственно при покупке товаров или получении услуг.

У нас зарплата существенно ниже, чем в странах Западной Европы. В 1991 году я наивно думал, что РФ завалит весь мир товарами по демпинговым ценам. Но, увы, наша промышленность чахнет. И главная причина этого — рэкет, откаты и т. д. Зато весь мир забросан сверхдешевыми товарами из Китая — страны, где рэкетиров и откатчиков публично расстреливают на стадионах.

 

У меня шесть соток рядом с поселком Усад. По дороге к станции — огромное необработанное поле. До середины 1990-х годов оно сплошь было засажено картофелем — участки жителей Усада. Уже 20 лет, как все заросло бурьяном — грабят, а противостоять этому никак нельзя. Да получи люди право ставить капканы на своих земельных участках — как бы увеличилось производство сельхозпродукции в стране?

Читайте также: Новым "свадебным стрелкам" выписан штраф

Вот я иду по тихим переулкам центра Москвы. Дома XVIII-XIX веков защищены как крепости — массивные решетки, стальные двери — ну прямо командные пункты стратегической авиации или "зона". Вот что преступники сделали с Москвой! А вот на окраинах столицы и в области никакие стальные двери и решетки не помогут — грабители подгоняют автомобили, по лестнице взбираются на крышу, разбирают ее и выносят, что могут. А какой процент краж в Московской области полиция раскрыла в 2001 году? — 0,01 процента или 0,001 процента?

Жители наших городов, особенно столицы, полностью потеряли право на личную жизнь. При входе или выходе в подъезде вас снимает видеокамера. Вы едете в автомобиле — и за вами следят объективы видеокамер. Видеокамеры на центральных улицах, видеокамеры повсеместно в метро, видеокамеры в магазинах. Теперь "органы" могут даже читать мысли. Я видел мониторы в книжном магазине, где крупно показаны выражения лиц людей у стенда политической литературы. Убеждения человека сразу видны.

Но попробуйте, например, потребовать запись видеокамеры в метро, если у вас украли сумку. Один мой приятель попытался, и его послали….

А результат? Для нас сейчас роман "Евгений Онегин" стал ненаучной фантастикой.

В поле чистом,

Луны при свете серебристом,

В свои мечты погружена,

Татьяна долго шла одна.

А вот барышня, переодетая крестьянкой, бегает полгода по псковским лесам и даже не думает, что на нее кто-то может напасть. На лесной дороге 15-летняя Наташа Ростова видит незнакомого человека, едущего в коляске, и не пугается, а, смеясь, бежит мимо. Проходит полвека, и в полях и дубравах появляются тургеневские барышни. Через четверть века их сменили чеховские героини с книжками и удочками, сидящие на берегах речек и прудов, а где-то бунинские девушки гуляют по темным аллеям.

Повторяю, все это сейчас для нас ненаучная фантастика! А может, раньше в лесу по пути из Михайловского в Тригорское под каждым кустом сидело по полицейскому? Увы, увы! Ближайшая полицейская часть была на расстоянии многих десятков верст, во Пскове. Но зато в Михайловском у Александра Сергеевича имелось несколько "стволов", а у прекрасных соседок их было еще больше. Кое-что сейчас экспонируется в музее в Тригорском. Да и в Святогорском монастыре были "стволы". Сколько? Лень лезть в архивы. Но замечу, что через четверть века монахи и богомольцы Соловецкого монастыря сбросили в море десант Королевской морской пехоты.

У нас любят говорить "о возвращении утраченного", ностальгировать о "России, которую мы потеряли". Так почему не вернуть законы, по которым жили наши предки тысячу лет?! Историки преступно молчат, а между тем в России никогда не было проблем с "гражданским" оружием. Я под "гражданским" подразумеваю настоящее боевое оружие, которое было в домах частных лиц свыше тысячи лет. Ах, его будут использовать супруги в домашних конфликтах и дети? Да перестаньте врать! Посмотрите дворянские родословные, которые для каждой семьи были святая святых и точность которых регулярно использовалась властями. Где там гибель людей от применения гражданского оружия дома? У генерала Отелло под рукой были не только стилеты и алебарды, но и пушки, но он все любил делать голыми руками.

Посмотрите дореволюционную прессу за 200 лет, включая подцензурные и эмигрантские издания. Там рассматривалось множество острейших тем и вопросов — крестьянский, конституционный, восточный, дальневосточный и т. д. Но я ни разу не видел, чтобы обсуждалась тема гражданского оружия.

Владение им было столь же естественным, как и использование вилок и ложек. В русских газетах начала ХХ века, особенно близких к армии, как "Русский инвалид", я видел десятки рекламных объявлений о продаже дорогих импортных автоматических пистолетов — "Маузер", "Люгер" и т. д. А маломощные револьверы по цене 2-3 рубля можно было приобрести даже в маленькой лавке.

Читайте также: Вооружение богатых

Впервые ограничение на гражданское оружие было введено в России в 1906 году! МВД, напуганное революцией, ввело разрешительный порядокна продажу наиболее мощных автоматических пистолетов. Остальные типы — охотничьи ружья, маломощные револьверы — по-прежнему продавались безо всяких разрешений.

 

Большевики в начале 1920-х годов разоружили население, но оставили право носить оружие за членами ВКП(б). Но и те были разоружены в начале 1935 году, что связано не с усилением уголовной преступности, а с началом чисток в партии и репрессий.

А может, русские люди за последние 80 лет "испортились"? Вон, наши думцы и один высоко-высокопоставленный чиновник утверждают, что "наше общество не созрело до владения оружием". Как же нужно презирать и ненавидеть русский народ, чтобы выдавать такие перлы? Тысячи лет наши предки владели мощным холодным и огнестрельным оружием. Стены каждого дворянского дома были увешаны пистолетами, ружьями, саблями и т. д. У всех крестьян было холодное, а у многих и огнестрельное оружие.

Да и в советское время разоружено было только население Центральной России. А у промысловиков Севера как было нарезное оружие, так и осталось. И никакого всплеска преступности.

Знают ли наши думцы и вожди, что в Швейцарии у 6 миллионов жителей, включая детей, на руках 2 миллиона "стволов"?! Из них 600 тысяч автоматических винтовок М-57 (магазин на 24 патрона) и полмиллиона автоматических пистолетов. Каждый резервист, то есть каждый здоровый мужчина, обязан (!) хранить дома М-57 и боекомплект. А по достижении 60 лет винтовка у него изымается, а взамен выдается помповое ружье. И, замечу, что в Швейцарии случаи применения зарегистрированного оружия буквально единичны.

Печально то, что в России руководство МВД считает своих сотрудников элитой, а прочее население (за исключением вождей и олигархов) — быдлом. В "обезьянник" можно угодить за одно слово в адрес полицейского. Вот показывают щуплого парня с "бараньим весом", который доказывает, что он физически не мог толкнуть великана-полицейского килограммов на 150! И все равно ему "шьют" статью.

Чемпиона мира по шахматам, 50-летнего Гарри Каспарова, обвинили в том, что он напал на дюжего полицейского и укусил его за палец. Причем в интернете гуляет ролик, как это было. Каспаров давал интервью журналистам. Внезапно на него напали полицейские, выкрутили руки, кинули в какой-то автобус. Так кто на кого напал?

Ну, а простых граждан можно бить, грабить зачастую совершенно безнаказанно. У нас нет четкой градации, за что следует наказание. Вот, например, на телеэкране высший чин МВД возмущается случаем применения травматического оружия: "Так все могло окончиться банальной дракой, а…". То есть он считает, что избиение простых людей — это норма, банальность. Может быть, в деревне, откуда он сам родом, это и банальность. А на Руси порядочные люди уже 1000 лет привыкли на удар по лицу отвечать ударом шпаги или выстрелом.

Как-то по телевидению показывали сюжет, как несколько амбалов прошлись по вагонам электрички и избили десятки людей. Причем, из всех потерпевших в милицию обратился только один человек, и тот был индус, не знавший наших порядков.

С учетом иностранного подданства потерпевшего, милиции пришлось заняться этим делом. Личности преступников были легко установлены, но когда преступников посетили представители власти, их мамы заявили, что "деточек" дома нет. На том, судя по всему, дело и кончилось. Прояви милиция и больше прыти, эти персонажи все равно попали бы под амнистию.

А вот более свежий пример, тоже из теленовостей. В московском метро группа хулиганов напала на несколько парней и девушек. Повод для нападения — у одного из них был красивый топорик, который приглянулся шпане. Защищаясь, одна из девушек выстрелила из "Осы" и нанесла нападавшему телесные повреждения средней тяжести. И, как всегда у нас делается, дело было заведено не по статье "Грабеж", хотя все его признаки налицо, а по статье "Нанесение телесных повреждений". И теперь девушке грозит зона.

Читайте также: В России появятся частные военные компании?

 

Вот еще телепример. Грабители на мотоцикле на светофоре разбили стекло иномарки и выхватили дамскую сумочку с заднего сиденья. Девушка-водитель погналась за грабителями и слегка задела мотоцикл. Один из грабителей бежал, а другой повредил ногу и был задержан. И вот опять милицейский чин с телеэкрана вещает, что девушка не будет привлечена к уголовной ответственности, посколькуу грабителя лишь легкие телесные повреждения. А представим, что он бы разбил себе голову. И вот девушку, грамотного высококвалифицированного специалиста, жену и мать, отправят в зону. Прощай работа, муж, дети. Нечего обижать преступников! Те же чины МВД рекомендуют владельцам автомобилей не препятствовать угонщикам — пусть спокойно делают свое дело.

А может быть, пора менять законы, строго наказывать полицейских за их несоблюдение, заставить их понять, что их содержат честные законопослушные люди?

Нам нужно право самообороны для защиты своей жизни, жизни близких и своего имущества. Разумеется, это не означает беспредел в применении гражданского оружия. Мы живем в XXI веке и на каждый "ствол", что "Макарова", что "Осы", легко установить видеорегистратор. Он может быть крайне миниатюрен — ему достаточно поработать 20 секунд. Жертва нападения обязана предупредить преступника о применении оружия, а в случае неподчинения действовать на поражение. А у преступника должно быть только одно право — упасть на землю и руки за голову. Вот тогда-то и он становится неприкосновенной личностью. Кстати, и для полиции, которая, даже не стесняясь телекамер, бьет лежащих на земле людей.

И вообще я считаю, что главным оружием в борьбе с преступниками должна быть миниатюрная видеокамера (регистратор). Но, увы, для этого нужны соответствующие законы. Например, трое добрых молодцев обложили матом и сделали гнусные предложения проходившей девушке. Она все записала. Ну и выписал суд штраф молодцам тысяч по 100 рублей. Кстати, подобное уже делается в Европе. А в Америке добрые молодцы реально бы сели в тюрьму за сексуальное домогательство.

Вот свежая теленовость. Во Владивостоке три девицы (14-16 лет) зверски избили свою одноклассницу. Ее били головой о стенку, упавшую — ногами в живот и т. д. А четвертая снимала на видео. А потом эти девицы выложили экзекуцию в интернете. Ах, дети, они ничего не понимают! Увы, деточки из элитной школы и разбираются даже в интернете. Доказательство налицо. Что им будет? Да ничего! Вот если бы они с Pussy Riot сплясали в местной церкви, пошли бы в зону. А так… Полиция даже скрывает их фамилии. Так что у моего сына-студента есть шанс привести в дом такую озверелую недоросль.

Предположим, что у владивостокских девиц суд найдет смягчающие обстоятельства, например, хроническую беременность. На мой взгляд, минимальное наказание даже в этом случае должно быть — три миллиона рублей штрафа. Пусть их папочки раскошелятся. В крайнем случае, квартиру продадут и купят попроще.

Вспомним случай, как полсотни моторизованных азербайджанцев совершила нападение на русскую деревню Сагра. Вопрос — где сейчас эти азербайджанцы? На свободе и в России. А пока я пишу это, по Euronews показывают сюжет: в Эмиратах два журналиста из Европы, мужчина и женщина, употребили в такси алкоголь. Наказание — пара недель ареста, большой штраф и депортация. Это у них.

А у нас гастарбайтеры, которых, кстати, в России переизбыток, совершают преступления и остаются в России, чтобы совершить новые. Почему не ввести закон, по которому даже за небольшое правонарушение гастарбайтер навечно депортировался из РФ?

На мой взгляд, видеокамера в руках законопослушного гражданина может сократить преступность в десятки раз. В Москве появятся даже тысячи "мисс Марпл" — старушки в окошках и на лавочках во дворе с телеобъективами, фиксирующие угон автомобилей, нападение на жильцов во дворах, включая детей, и т. д. Глядишь, на деньги со штрафов и подношения со стороны жертв преступников бабушки себе обеспечат совсем непенсионную жизнь.

Читайте также: Дело Оксаны Макар: мажоры отпущения

Однако видеокамера станет оружием только при наличии соответствующих законов, которые будут жестко карать всех без исключения преступников, включая малолетних. А миллионный штраф иной раз будет эффективнее, чем зона. От него не отговоришься ни тяжелой болезнью, ни беременностью, ни возрастом: "Ах! Наш ребенок совсем маленький!" Так надо было следить за таким маленьким ребенком с такими дурными наклонностями. А теперь плати за все, включая моральный ущерб и упущенную выгоду.

Чиатйте самое актуальное в рубрике "Общество"

Автор Александр Широкорад
Александр Широкорад — физик, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить