Как защитить автомобиль от угона

Как полиция города Москвы защищает железных коней столичных жителей от угона? Где опаснее всего оставлять свой автомобиль? Как максимально обезопасить себя от автоугона и поможет ли обычная сигнализация? В интервью Pravda.Ru ответы на эти и другие вопросы дал начальник 8 отдела ФГКУ УВО ГУ МВД по городу Москве майор полиции Дмитрий Смышников.

— Дмитрий, расскажите об управлении вневедомственной охраны, чем занимаются его сотрудники и как все организовано?

— Управление вневедомственной охраны — это один из самых многочисленных коллективов в московской полиции. Сейчас наш коллектив более десяти тысяч человек по всему городу. Мы обеспечиваем охрану имущества физических лиц, квартир, дач, коттеджей, гаражей — всего что угодно, даже берем имущество к себе под охрану непосредственно в наше территориальное подразделение. Также предоставляем услуги по охране как физическим лицам, так и юридическим лицам, осуществляем установку кнопки "тревожная сигнализация".

— Что говорит статистика по угонам автомобилей в Москве? Увеличилось или уменьшилось их количество?

— На самом деле, статистика в целом по России говорит о том, что количество парка автомобилей у нашего населения увеличивается. Соответственно, в целом количество попыток незаконного завладения чужим имуществом также увеличивается. Но, вместе с тем, московская полиция на протяжении прошлого и этого года провела определенные мероприятия, которые позволили снизить количество совершенных незаконных завладений автотранспортом на территории города Москвы. Для примера, в прошлом году их было больше одной тысячи, сейчас чуть более 900. Но все равно эта цифра значительная. В среднем, получается где-то четыре автомобиля в день теряют своих хозяев. Статистика раскрытий увеличилась, но все же, допустим, украдено 900 машин, раскрыто 362.

— А можете ли вы рассказать о каких-то особенностях угонов, наиболее распространенных в наше время. Например, время суток, когда больше угоняется автомобилей, сезон, методы, опасные места. Как вообще все это происходит?

— Машин на улицах очень много, на дворовых территориях и особенно в спальных районах. Поэтому это излюбленное место совершения таких преступлений. Основное — это ночное время, после полуночи до утренних часов. То есть когда машин много, присмотра за ними нет. Выбор огромен.

Как правило, все-таки целенаправленно ищут какие-то определенные машины, какую машину проще украсть, потому что на ней не установлена дополнительная сигнализация. За ней день понаблюдают, и, в принципе, на следующий день можно совершать противоправные действия по завладению имуществом.

Вторыми по популярности у криминальных элементов являются стоянки возле торговых комплексов. Также возле торговых комплексов из автомобилей совершается достаточно большое количество мелких краж: борсетку украдут, сумку с документами или с деньгами, телефоны, планшеты и т.д.

Меньше всего, по статистике, угоняют из гаражей. Потому что, как правило, все гаражи оборудованы системой доступа — турникеты или сидит вахтер, знает, кто заезжает, когда заезжает, все машины в принципе ему знакомы. Многие из этих гаражных кооперативов пользуются услугами вневедомственной охраны. Если там что-то произойдет, нажимают кнопку, приезжает наш наряд и этот вопрос решает.

— Что бы вы порекомендовали, чтобы обезопасить свой автомобиль от угона?

— Вы знаете, никогда лишними не будут дополнительные средства, которые помешают злоумышленнику завладеть этим имуществом. Во-первых, это технические средства. С развитием электронной промышленности многие системы безопасности стали более комфортными, у всех есть пульт дистанционного управления, подошел, на брелок нажал, машина открылась-закрылась, встала под охрану, снялась с охраны.

Этим также пользуются злоумышленники. Есть определенные технические средства, которые пересылают этот радиосигнал, перехватывают, записывают, ретранслируют, и в дальнейшем это способствует вскрытию автотранспорта без каких-то видимых повреждений.

А механические, технические средства — их только руками можно открыть. Есть специальные технические средства, блокирующие коробку передач: либо рычаг, либо еще что-то. Эти средства не позволяют с нейтральной или с какой-то другой передачи, с паркинга перевести, чтобы машина ушла. Также это различные замки на педали, на руль.

Наряду с техническими средствами необходимо использовать и электронные системы безопасности. Чем больше таких средств в машине установлено, тем вероятность того, что эта машина покинет своего владельца, естественно, уменьшается.

— Расскажите подробнее о таком способе защиты автомобиля от угона, как услуга вневедомственной охраны. Как встать на учет к вам со своим железным другом?

— Для этого необходимо установить технические средства охраны на свой автомобиль. Вневедомственная охрана с 2005 года такую услугу не предоставляет, это делает любая коммерческая организация. Эти системы охраны продаются под названием "Система АВО".

Кроме того, если ранее уже была установлена какая-то другая система, сейчас и ее возможно подключить к нашей, ставятся дополнительные блоки, которые, естественно, при наличии технической возможности позволяют подключить имеющуюся телеметрию на пульт вневедомственной охраны. Поэтому для клиентов других организаций, если их что-то не устроило, никаких препятствий нет.

— То есть, я иду к любому коммерсанту, который устанавливает соответствующее оборудование, и говорю, что хочу поставить на машину "Систему АВО", чтобы полиция оказывала охранную услугу. В салонах уже знают, что надо сделать с машиной, чтобы вы смогли охранять ее, или все-таки тонкости есть?

Тонкости есть. Чтобы два сложных технических средства корректно работали, чтобы потом у наших клиентов не было вопросов с теми же самыми дилерскими центрами, потому что вмешательство в электропроводку происходит, чтобы это было все на законных основаниях, сервисы должны иметь соответствующие разрешения, соответствующие сертификаты на оборудование, на работы и на все остальное. Вот это основная линия, которой необходимо придерживаться нашим клиентам. То есть должны быть все документы.

По установке тоже могу сделать такое информационное сообщение. Для того, чтобы компенсировать нашим клиентам стоимость установки, многие страховые компании, понимая, что подразделение полиции оказывает качественные услуги, дают значительную скидку по страхованию имущества, на то же самое КАСКО.

— Какой порядок действий должен быть после установки системы? Приезжает клиент к вам... Дальше что происходит?

— После того как вам установят эту систему, вам выдают акт выполненных работ, в котором прописано, что и как установлено. Наши сотрудники это все проверяют, и с этими документами вы приезжаете и заключаете договор. Соответственно, если вы физическое лицо, как частный клиент, вам необходим паспорт, документы на машину и этот акт приемки. После этого, так как система проверена, работает, заключается договор, и вы являетесь нашим клиентом. Абонентская плата вневедомственной охраны, наверное, имеет самую небольшой размер на этом рынке и составляет 353 рубля в месяц.

— А сколько примерно стоит эта противоугонная система, которую вы рекомендуете?

— В принципе, в зависимости от типа установки и по желанию, может быть, 15-20-30 тысяч рублей и выше. В среднем, на то, что клиенты сами хотят, это где-то ориентировочно 30 тысяч рублей. Техническое обслуживание средств, которые установлены, включает где-то порядка 400 рублей в месяц. Это включает в себя поддержку клиента, ведение клиента и поддержание затрат на средства связи, которые там установлены.

— А как же все-таки это работает? Как осуществляется передача сигнала тревоги?

— Есть несколько уровней защиты у владельцев карты, которые не позволяют машину либо завести, либо не позволяют машине передвигаться. В используемой нами "Системе АВО" установлена система позиционирования, позволяющая отображать местоположение автомобиля и удаленно оператору влиять на систему, то есть заблокировать двигатель и т.д. Третье, что мы отслеживаем, это нажатие тревожной кнопки сигнализации. На дороге может произойти всякое, поэтому также есть возможность дистанционного сообщения, тревожная кнопка, грубо говоря.

Для справки, чтобы понятно было, почему вневедомственная охрана надежнее, у нас ежедневно более 400 экипажей заступает на охрану общественного порядка. Вот эти 400 экипажей обеспечивают реагирование на сигнал тревоги в течение пяти-семи минут. В ночное время - трех-пяти.

— А если ваш клиент уехал за пределы Москвы, ваш экипаж приедет по тревоге?

— "Система АВО" сейчас уже установлена в ряде регионов. Это такие крупные города, как Санкт-Петербург, данная система уже разворачивается и вводится в эксплуатацию в Московской области, работает на территории города Москвы, полностью охватывает, заканчивая самым последним уголочком на краю с Калужской областью. У нас есть система взаимодействия, поступающую информацию мы передаем нашим коллегам в других регионах.

Интервью к публикации подготовила Мария Сныткова

Беседовала

Автор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить