"Фейсбук" - инкубатор... Только для чего?

Социальные сети, сумевшие привлечь миллионы пользователей по всему миру, — явление неоднозначное. С одной стороны, Facebook и Twitter приписывают ключевую роль в организации революций и свержении правительств. С другой, многие забывают следить за содержанием личных аккаунтов, выставляя себя на посмешище или давая пищу для размышлений спецслужбам.

"Арабская весна" 2011 года, приведшая к смене политических режимов в странах Северной Африки, прочно ассоциируется с новыми информационными технологиями. Революции facebook, twitter-перевороты — эти понятия прочно закрепились в языке политологов.

Социальные сети, успевшие к тому моменту изменить образ жизни миллионов людей по всему миру, вытеснившие собой все прежние способы коммуникации, не могли не заинтересовать политтехнологов и политиков. Правительства разных стран готовы рекрутировать за большие деньги армии интернет-ботов и проплаченных блогеров, разносящих по сети "нужные" идеи. Еще бы — количество пользователей одного только Facebook уже перевалило за миллиард, то есть каждый седьмой житель планеты — клиент Марка Цукерберга. В сети микроблогов "Твиттер" зарегистрировано более 200 миллионов активных пользователей, и главным преимуществом этой интернет-площадки является молниеносность распространения информации — благодаря ретвитам и хештегам новость может облететь полмира за считаные часы, даже профессиональные СМИ не способны сравниться с "Твиттером" по оперативности.

Анализируя восточные перевороты, эксперты неизбежно обращаются к роли социальных сетей. Каково их истинное влияние на общественно-политические процессы? Так ли оно велико, или же доминанта, например, "Фейсбука" — всего лишь устойчивый штамп, не имеющий отношения к реальности?

Вот к каким выводам, к примеру, пришли аналитики из Фонда развития гражданского общества: "Роль социальных сетей и сервисов в событиях, получивших название "твиттер-революций", во многом переоценена. Использование социальных сервисов, прежде всего Twitter, являлось прерогативой узкой прослойки протестующих, значительную долю среди которых составляли журналисты и эмигранты. В то же время, интернет-сервисы стали оперативным источником фото- и видеоконтента с места событий, который подхватывался традиционными СМИ с большой аудиторией, создавая "эффект информационного бумеранга".

Рассмотрим роль информационных технологий на примере ливийских событий. Буквально в первый же день столкновений правительство Каддафи отключило интернет по всей стране, опасаясь развития египетского сценария. Мало того, под запрет попали не только интернет-коммуникации, но и нелицензированные спутниковые телефоны — за владение таким аппаратом полагалась казнь. Однако уже к концу февраля повстанцы заняли ряд городов, и на фоне кровопролитных боев говорить об опасности интернет-активности было бы попросту смешно. Тем не менее власти США заявили, что намерены поддерживать оппозиционных блогеров, а Хилари Клинтон сделала заявления, в которых назвала интернет инструментом распространения демократии. Кроме того, в прессе появилась информация о том, что в 2011 году США потратили на поддержку интернет-активности в мире, а также на разработку программного обеспечения, позволяющего обходить запреты, более 20 миллионов долларов.

Отметим, что в сирийском конфликте социальные сети сыграли более очевидную роль. Во-первых, беспорядки начались после появления в "Фейсбуке" группы "Сирийская революция — 2011", призывающей к свержению Башара Асада. Конечно, создавать группы и мероприятия в "Фейсбуке" может каждый, однако в данном случае компания Цукерберга проявила явное благоволение к боевикам оппозиции, так как страницы правительственных аккаунтов были вскоре просто удалены администрацией сайта. Правда, какого-то влияния на развитие событий этот факт не оказал — Асад до сих пор не сдал позиций, и есть большая вероятность того, что он все-таки удержит власть.

Более близкий для нас пример — "белоленточные" митинги, проходившие зимой 2011 года в Москве. Этот взрыв протестных настроений тоже принято приписывать интернет-активности оппозиции. Однако в данном конкретном случае этот подъем не привел ни каким политическим сдвигам. И, как это не парадоксально, причиной этого провала называют как раз таки чрезмерное увлечение топовых оппозиционеров "сетевым джихадом", приведшим к беспомощности и аморфности этих людей в те моменты, когда обстоятельства извлекли их из уютных интернет-норок в промерзшее поле реальной политики. Ни "Фейсбук", ни "Твиттер" не помогли в данном случае, скорее наоборот.

"Влияние социальных сетей на политику преувеличено. В арабском мире, что бы там ни говорили, не настолько развиты сетевые связи, это не Китай, не надо преувеличивать. Это скорее пиар, который сами себе создают социальные сети. Как информационный источник социальные сети имеют какое-то значение, но я не стал бы говорить, что они бурно распространяют какие-то политические идеи среди народа. Среди интеллигенции — возможно. Но на мой взгляд, это все преувеличено. У арабской весны, в частности, имелись свои причины для того, чтобы недовольство вспыхнуло", — говорит известный писатель и политик Эдуард Лимонов.

Читайте полный комментарий Эдуарда Лимонова

Отношение некоторых политических и околополитических деятелей к социальным сетям напоминает трепетное изумление туземца перед впервые увиденным паровозом: абориген, не понимая, как работает эта машина, объясняет ее действие колдовством духов, за которых он принимает клубы пара и дыма. Так же и современный человек, не знающий, благодаря каким процессам осуществляются политические перевороты, склонен искать их причину в распространении социальных сетей.

В действительности, социальные сети, тот же "Фейсбук", — это палка о двух концах. С одной стороны, он действительно является довольно удобным инструментом для коммуникаций, а с другой — выставляет эти коммуникации на обозрение спецслужб. Не нужно даже взламывать аккаунты — информации, добровольно выкладываемой пользователями в Facebook, Instagram и Foursquare, более чем достаточно для оперативной работы. Об этом "Правде.Ру" рассказал бывший разведчик, экс-руководитель Управления правительственной информации РФ Александр Михайлов:

"Надо благодарить Бога, что соцсети вообще появились, особенно "Фейсбук". Дело в том, что когда мы говорим о различного рода подготовке к переворотам и революциям, то мы прекрасно понимаем, что они формируются в закрытом пространстве, в связи с чем спецслужбам бывает очень сложно получить данные, связанные с намерениями, планами оппозиционеров. Так вот, "Фейсбук" сегодня является для всех спецслужб очень мощной поддержкой в работе. Теперь мы можем не только понять эти планы, но и выстроить свои контрмеры".

Александр Михайлов добавил, что электронный мир легко управляем провайдерами и в связи с этим очевидно, что это опять-таки дает очень мощный ресурс для противодействия переворотам. Раньше это делать было почти невозможно, для этого требовались огромные усилия — технические, агентурные возможности требовалось постоянно повышать. А теперь люди сами вываливают все про себя в интернет, что позволяет предсказать их дальнейшие действия. "Если же сотрудники правоохранительных органов не пользуются этими инструментами — в этом случае это просто позор на их головы", — заключил эксперт.

Читайте комментарий Александра Михайлова полностью

Ко всему прочему, уход оппозиционной активности в интернет неизбежно приводит к деградации всей политической сферы, прежде всего, самой оппозиции. Заметно, что в последние годы практически прекратилось формирование массовых политических партий, хотя спектр организаций достаточно широк, но каждая из них представлена, как правило, немногочисленной горсткой активистов. Это и не удивительно — ведь для того, чтобы создать иллюзию деятельности в интернете, достаточно одного-двух человек, в отличие от традиционных методов агитации, которые обязывают оппозицию рекрутировать большее количество активистов. Правда, и пользы от сетевого спама немного, так что перспектив роста у таких микроорганизаций нет.

Однако для сильной организации, имеющей широкую базу не в виртуальном, а реальном мире, социальные сети могут стать довольно эффективным инструментом, впрочем как и для профессиональных спецслужб. Так что в этом случае стоит говорить об игре на опережение — кто более компетентен, тот и воспользуется плодами прогресса.

Иногда социальные сети могут сыграть с не очень умными оппозиционерами злую шутку — люди склонны путать свою гостиную и публичное пространство. Глупые, провокационные, аморальные твиты и посты немедленно фиксируются (с них делаются скриншоты), и автор, ставший предметом насмешек и презрения, несет репутационные издержки. Такие случаи не редкость.

"Надо помнить, что в первую очередь социальные сети — это только технологии. А технологии революцию все-таки не делают. Они могут быть более удобными, более доступными, в плане распространения информации, но все-таки для того, чтобы народ вышел на улицы, в первую очередь, должны быть соответствующие условия в стране", — высказал свою позицию руководитель компании LiveInternet Герман Клименко.

Читайте полный комментарий Германа Клименко

Тем не менее, у каждой социальной сети есть как своя аудитория, так и своя "редакционная" политика. К примеру, стало известно, что среди украинских сторонников Майдана преобладают пользователи сетей "Фейсбук" и "ВКонтакте", в то время как "Одноклассники" популярностью в этой среде не пользуются. Стоит отметить, что администарция сайта "ВКонтакте" объявила о том, что планирует закрыть группы, пропагандирующее украинский переворот — якобы, такие сообщества нарушают правила сайта (резко менять тематику сообществ "ВКонтакте" нельзя).

В то же время "Фейсбук", который был многократно замечен в удалении политического контента, который "нарушает" чьи-то права, от комментариев по поводу Майдана воздерживается. Зато сливает информацию спецслужбам США — в шпионаже и воровстве личных данных пользователей "Фейсбук" был обвинен не раз.

Очевидно, что кибервойны уже стали объективной реальностью, и чтобы победить в них, мало просто запрещать (как когда-то в СССР люди тайно слушали "Голос Америки", так и интернет-блокаду обойти при желании возможно), нужно учиться работать на опережение и осваивать новые технологии на более высоком уровне, нежели ваши оппоненты.

Автор Надежда Алексеева
Надежда Алексеева - журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *