"Стоп-ГОК", или Гоп-стоп зарубежных конкурентов 

"Стоп-ГОК", или Гоп-стоп зарубежных конкурентов

Природу надо беречь. С этим никто не спорит. Но одно дело — защита природы, другое — использование экологии в личных целях. Подобные страсти разгорелись при обсуждении проекта строительства Томинского ГОК в Челябинской области. О ситуации вокруг Томинского ГОК Pravda.Ru рассказывает один из лидеров Объединенной коммунистической партии Дарья Митина.

Есть экологи, а есть политиканы

- Дарья, ты к экологам вообще как относишься?

- К экологам я отношусь точно так же, как к правозащитникам. Они делают, безусловно, очень нужное и важное дело, но их зачастую используют в не очень чистых политических играх. Вообще экология - дело важное и нужное, особенно в нынешней России, когда капитализм нанес нашей окружающей среде огромный ущерб.

Другое дело, что нужно всегда четко понимать, чьи интересы блюдут так называемые экологи и где на самом деле экологи, а где политиканы. Я в политике — давно, я знакома и с теми, и с другими. Я знаю настоящих экологов, которые радеют за природу и за нас в природе, знаю и ненастоящих, фальшивых экологов.

- Ты не разделяешь точку зрения, которая есть среди некоторых промышленников, что хороший эколог — это мертвый эколог?

- Нет, я эту точку зрения не разделяю. Я вообще против этого искусственного противопоставления, что-либо научно-технический прогресс, либо экология.

- В чем вообще цель и задача экологов — не допустить строительства или все-таки сделать так, чтобы при строительстве промышленных объектов обеспечивался приемлемый уровень защиты окружающей среды?

- Конечно, второе — совершенно правильная постановка вопроса. А если просто не допустить строительства — тогда научно-технический прогресс должен остановиться. Нельзя доводить до абсурда. Ведь и сами экологи не живут в лесах-полях, в избах без электричества с холодным туалетом. Кстати, среди тех, которые крушили СССР, очень много спекулянтов на экологической тематике. Потом все эти лидеры экологических движений вдруг стали депутатами-чиновниками и спокойненько продолжили точно такую же разрушительную экологическую политику. Вот поэтому к случаю с Томинским ГОКом надо очень внимательном присмотреться.

Фальшивые экологические кампании

- В Челябинской области с начала 90-х промышленные выбросы сократились в три раза. Это связано и с закрытием некоторых предприятий — с деиндустриализацией. С одной стороны, действительно работающие компании строят современные очистительные сооружения. Томинский ГОК прошел правительственную экологическую экспертизу. Он принадлежит ЗАО "Русская медная компания", входит в федеральную стратегию развития цветной металлургии, должен быть запущен в 2017-м году. Там будет два карьера и цеха по обогащению руды, которой в мире не хватает довольно остро. Этот комбинат — очень перспективный, в число крупнейших 50 в мире войдет.

Для России сейчас это особенно важно, потому что мы теряем Эрдэнэтский комбинат в Монголии, который китайцы на корню скупают. Поэтому около 500 странных людей вышли на улицу, идет активная кампания "Стоп-ГОК". Но они даже не приводят никакой обоснованной аргументации, просто говорят, что комбинат расположен недалеко от Челябинска, поэтому все будет очень плохо. Чего они хотят добиться? Какие цели преследуют на самом деле?

- Безусловно, Челябинская область очень насыщена промышленными производствами, поэтому даже с учетом модернизации остается самой загрязненной из субъектов Российской Федерации. Экологам там действительно есть, чем заняться. А близнец Томинского — Михеевский ГОК — уже давно работает и практически никакого ущерба природе не наносит. Там действительно есть единственные отходы, которые спускаются в Шершневское водохранилище, о котором так пекутся экологи, но это — вода и песок. Технология работает. Все природоохранные нормы соблюдаются. На новом ГОКе будет самая современная технология и очистные сооружения.

Те же самые экологи почему-то ничего не говорят о действительно грязных, устаревших производствах, которых много в области. Нельзя забывать о такой проблеме, как огромный ущерб и опасность от атомной промышленности. Всем известна история, произошедшая с ПО "Маяк". До сих пор радиационное загрязнение озера Карачай и всей местности больше, чем в Чернобыле. "Росатом" сейчас занимается этой проблемой, но уровень радиационного загрязнения по-прежнему очень высок.

Поэтому зацикленность экологов именно на Томинском ГОКе, естественно, позволяет подозревать ангажированность процесса. В пользу этого говорят и национальный состав этого протестного движения, и нюансы их работы. Уже были случаи, когда этих самых экологов ловили на прямой лжи. Они даже запустили кампанию в прессе о повышении детской заболеваемости, массовом падеже скота, писали, что трава отравленная растет. Потом им пришлось опровергнуть свои же утверждения, потому что их приперли к стенке. — Ничего подобного не было.

Понятно, это чистая медиа-технология, нагнетание паники. Возможно, это делается для собственной политической раскрутки, потому что в следующем году — выборы в Госдуму. Поэтому мне кажется, что это пропагандистская кампания, направленная на промоушен самих себя. Негатив от этой кампании, безусловно, очевиден, потому что реальные проблемы подменяются надуманными.

Настораживает, конечно, и то, что это якобы низовое общественное движение — недешевое. Я была активным участником протестных движений и знаю об этом не понаслышке. Я прекрасно помню борьбу за Химкинский лес и другие экологические акции. Я прекрасно знаю, как выглядит низовое движение граждан — все плакатики пишутся от руки, люди работают не за деньги.

А в "Стоп-ГОК" людям выплачиваются гонорары, это — медицинский факт. Наверняка спонсорами этого процесса выступают структуры иностранного капитала, которые не заинтересованы в российской реиндустриализации, а предпочли бы видеть на месте России просто дикое поле.

Но перед нами — позитивный опыт в виде Михеевского ГОК. На его работу нет жалоб жителей, нет никакого экологического ущерба. Также во многих странах, например, Швеции есть аналогичные комбинаты, и экологи там ничего не возражают. Это просто проплаченная кампания псевдоэкологической озабоченности.

- Есть сведения, что партия "Яблоко", ее экологические фонды, ПАРНАС, "зеленые" получали деньги от норвежских и американских фондов.

- Для меня даже не очень важно происхождение этих денег. Если бы российский инвестор, который не смог привести достаточные, обоснованные аргументы, данные экологических экспертиз и не убедил меня в безопасности производства, то я бы к этому относилась так же негативно. Но проект ГОКа — полностью соответствует всем нормам. А вот у противников строительства — псевдоэкологов — как раз реальных аргументов нет. И я — и за научно-технический прогресс, и за реиндустриализацию. Нужно, чтобы рабочие места появлялись, естественно.

Кстати, один из аргументов "Стоп-ГОК" — мало рабочих мест будет создано в результате строительства Томинского предприятия. Это — 1300 с чем-то рабочих мест на самом комбинате! А ведь еще задействованы будут проектные компании, строительные и транспортные. Это жилье для людей, большая социальная инфраструктура.

Поэтому я бы обратила внимание еще на одну сторону этих странных протестов. Наши СМИ уже поспешили написать, что коммунисты принимают активное участие в "Стоп-ГОК". Я проверила позицию челябинской организации КПРФ, и нашего достаточно мощного отделения ОКП в Челябинске.

На самом деле, отношение к этому движению — от индифферентного до отрицательного. Единственное, на чем строят свои предположения средства массовой информации — был один единственный плакатик на первомайской демонстрации. Там было море красных флагов, но, видимо, кто-то пришел от "Стоп-ГОКа" с этим плакатиком. И его специально заметили, чтобы на этом основании делать выводы, что коммунисты якобы тоже влились в этот стройный хор. На самом деле, не влились. Коммунисты — за настоящую экологию и возрождение российской реальной экономики.

В Иркутской области, когда шла борьба с целлюлозно-бумажным комбинатом ЦБК, который действительно отравлял Байкал, коммунисты сначала фактически в одиночку выступали против него. Но именно в борьбе против Томинского ГОК в Челябинской области коммунисты не участвуют, потому что он опасности экологии не представляет. У этого протестного движения — совершенно другие мотивы и стимулы.

А производство Михеевского ГОКа уже зарекомендовало себя как модернизированное и технологически чистое. Можно смело репродуцировать этот позитивный опыт на другие месторождения. Томинский ГОК изначально проектировался также. Конечно, область выиграет от индустриализации, а не от развала заводов. Надо пользоваться научной экологической экспертизой, а не заниматься политиканством.

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовал

Автор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить