Что помогает раскрыть преступление годы спустя?

Кто такие эксперты-криминалисты? Возможно ли раскрыть преступление спустя многие годы? Какие базы учета следов преступления существуют? Об этом Правда. Ру рассказал начальник экспертно-криминалистического центра ОВД по Троицкому и Новомосковскому административным округам ГУ МВД России по городу Москве подполковник полиции Ольга Крижановская.

Криминалистическая экспертиза

— Ольга, расскажите, чем занимаются сотрудники вашего экспертно-криминалистического центра?

— Основные задачи экспертно-криминалистического центра — это производство экспертиз по уголовным делам и административным правонарушениям, формирование и использование криминалистических учетов в раскрытии расследований преступлений.

Кроме того, участие специалистов как в процессуальных действиях, так и в оперативно-розыскных мероприятиях. А цель экспертно-криминалистической службы — это содействие суду, следствию, дознанию и оперативным службам в расследовании и раскрытии преступлений.

- В Москве много таких центров. Все они выполняют одинаковые исследования или разные?

— Конечно, есть главное подразделение нашей экспертной службы, оно работает на базе ГУВД по городу Москве. Это экспертно-криминалистический центр, обладающий большими возможностями проведения экспертных исследований. Он больше и шире, чем в округах, но мы тоже стараемся развивать направления своей деятельности, открывать новые виды экспертиз и, соответственно, расширять возможности для раскрытия преступлений.

У нас в экспертном центре, поскольку мы еще только проходим стадию становления и развития, производится десять экспертных исследований. Из них семь традиционных — это такие, как дактилоскопия, трассологическое исследование, почерковедческое, портретное, технико-криминалистическое исследование документов, экспертиза холодного и метательного оружия, баллистическая экспертиза.

Кроме того, мы расширили свои возможности относительно 2012 года и открыли ряд других направлений деятельности, таких как экспертиза материалов, веществ и изделий, это касается изучения наркотических, психотропных веществ и сильнодействующих препаратов.

Кроме того, на базе центра сформирована автотехническая экспертиза, лаборатория, мы исследуем маркировочные обозначения. Бухгалтерская экспертиза тоже существует. Если мы какой-то возможностью не обладаем, то мы направляем следователей в другие подразделения либо в экспертный центр.

— С точки зрения экспертизы, сейчас какие-то новинки наука предоставляет?

— Наука развивается. В настоящее время появился ряд новых экспертиз. Например, сейчас актуальна автороведческая экспертиза — это защита интеллектуального права, здесь тоже эксперты могут помочь. При автороведческой экспертизе изучается текст автора, после чего мы можем ответить на вопросы следователя.

Я бы поставила на второе место компьютерную экспертизу. В рамках компьютерной экспертизы изучаются носители, аппараты и всевозможная техника, на которую возможно записывать. И третья, которая имеет сейчас большую доказательную базу, — это генетическая экспертиза. Она основана на ДНК-анализе, поскольку ДНК неповторима, она индивидуальна, и в данном случае она точно так же, как следы пальцев рук, как исследование на месте преступления, дает конкретное совпадение и установление конкретного лица.

Кроме того, распространение получает и одорологическая экспертиза, раньше ее называли "ольфакторная экспертиза" — это запаховые следы. Производится консервация запаха, и в данном случае нам помогают собаки-детекторы, они определяют запах того или иного человека.

Работа эксперта-криминалиста

— Правильно я понимаю, что оперативники для вас собирают доказательную базу, а вы только даете свое экспертное заключение?

— Как театр начинается с вешалки,  так у нас расследование начинается с осмотра места происшествия. Осмотр места происшествия без специалиста не обходится. В состав следственно-оперативной группы всегда включен эксперт-криминалист. Процессуально он в ходе осмотра называется специалистом. И он применяет в обнаружении и изъятии следов криминалистические методы.

Далее следователь назначает экспертизу либо исследование. Либо оперативные сотрудники проводят оперативную проверку. Допустим, в ходе осмотра места происшествия изъяты следы пальцев рук. Оперативники их берут, приносят к нам с направлением, мы их исследуем, и если следы пальцев рук пригодны для идентификации, то существует база данных, по которым мы имеем возможность проверить и установить лицо.

В этой базе находятся следы, оставленные с нераскрытых преступлений, и дактилокарты лиц, которые проверялись когда-либо на причастность к преступлениям, либо были осуждены по каким-то моментам. 

— В вашей практике были ситуации, когда экспертиза играла решающую роль в вычислении преступника?

— Да, буквально в прошлом году доказать вину преступника смогли только с помощью экспертного исследования, в том случае были следы обуви. Эксперт написал, что следы подошв обуви, оставленные на осмотре места происшествия, оставлены конкретным лицом, и это легло в основу обвинения, суд это воспринял как доказательство, и человек был арестован.

— Расскажите о новой лаборатории, которая у вас открыта. Проводятся ли там какие-то экспертизы, которые не делают в других центрах?

— Нет, просто техническая оснащенность лаборатории позволяет определять больше веществ. На базе лаборатории имеется прибор, который называется хромато-масс спекторометр, нового поколения, который дает эксперту возможность с помощью спектрального анализа определить больше веществ, чем другие такие же технические средства. 

— А как проходит день сотрудника вашей службы? Сколько экспертиз он делает?

— У каждого из сотрудников наших подразделений есть определенная линия работы. Есть сотрудники, которые выезжают в качестве специалистов на осмотр места происшествия. К сожалению, мы видели все то, что показывают на телевидении: мы работаем и с трупным материалом, и видим ужасы ДТП, последствия их. Кроме того, беды других людей при совершении таких преступлений, как разбои, грабежи, квартирные кражи.

Да, к сожалению, экспертам приходится работать в таких условиях, но наши специалисты подготовлены.

Следы преступления

— Вы уже даже начали говорить, что все материалы, в том числе и о нераскрытых преступлениях, попадают в некую базу. Какая это база?

— Существуют различные виды экспертиз и различные виды учета. Эти учеты необходимы для того, чтобы когда изъяты вещественные доказательства, например, кровь с осмотра места происшествия, то данную кровь изучает биолог и проводит ДНК-анализ, эта определенная формула ДНК заносится в учет и остается на длительное время. А сама кровь, сам объект может быть уже утрачен через определенное время.

Чтобы этого не было, мы создаем специальные базы, это помогает объединению преступлений. Допустим, мы установили ДНК, проверили его по базе, и можем сказать не только, что эта ДНК принадлежит конкретному человеку, но мы можем определить, где еще, в каких преступлениях фигурировал этот же человек. То есть определяем характер серийности преступлений.

— По каким следам спустя годы чаще всего находятся?

— Биология и следы пальцев рук. Все учеты вкладывают свою лепту в раскрытие преступлений, но данный вид учетов конкретизирует лицо. Это для следствия более важно, чем, допустим, следы подошв обуви.

— Какими общими навыками должен обладать человек, чтобы работать в вашем центре? Где этому можно научиться?

— Этот специалист должен в обязательном порядке сдать квалификационный экзамен, независимо от того, имеет ли он высшее образование. В экспертном центре используется большой спектр научных познаний, это могут быть технические вузы, которые нам готовят специалистов в компьютерной экспертизе, медицинские вузы, которые нам готовят биологов. То есть, спектр вузов достаточно большой.

По традиционным видам экспертиз готовят два вуза в системе МВД — это Волгоградский университет и МГУ. Когда специалисты выпускаются, проводится, кроме государственных экзаменов, квалификационная комиссия, и она дает им право на самостоятельное производство того или иного вида экспертных исследований.

После истечения пяти лет практикующий эксперт должен в обязательном порядке повысить свою квалификацию и пройти новую квалификационную комиссию, подтвердить свое право допуска, которое ему дали на производстве этого вида исследования.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовала

Автор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить