Теракты: Эпидемия страха отменяется

Ряд СМИ утверждает, что Россию прямо-таки охватила эпидемия страха перед терроризмом. В эпидемию верится с трудом, но вот некоторые панические настроения имеют место быть. Чего, собственно, и добивались террористы, ведь теракт — это всегда акт устрашения. Как противостоять таким страхам? И является ли страх перед терактами фобией?

Страх перед терактами

"Россияне жалуются психологам на страх терактов", — с таким заголовком вышла на днях одна российская газета. Правда, как по мне, обобщать аж две тысячи запросов в течение 10 дней и целых 10 человек, обратившихся в московскую службу психологической помощи, до "россиян" как-то немного некорректно.

Поскольку указанное количество зарегистрированных "боящихся" не дотягивает на несколько порядков даже для "статистической ошибки" — принимаемой в серьезных научных исследованиях на уровне 3-5 процентов. Ну, а даже 2 тысячи на фоне населяющих Россию 146 миллионов человек — это ничтожно мало.

Но, разумеется, от самого факта повышения вдесятеро поисковых запросов в отношении терроризма просто отмахиваться не стоит. Да, с чисто филологической точки зрения, термин "страх террора" — это "тавтология", "масло масляное". Поскольку слово "террор" с английского как раз и переводится как "страх", "ужас".

Однако данные страхи и являются основной сутью террора и целью террористов. Взрывы, убийства, захват заложников — это всего лишь "детали", пусть к ним обычно и приковано внимание СМИ и рядовых граждан.

А сверхзадачей всевозможных "шахидов", ИГИЛ и прочей "нечисти" является индуцирование в обществе какой-то страны (а лучше — во всем мире) гнетущего страха, неуверенности, обеспокоенности. В идеале — паники.

На этот счет есть одна древняя притча. Спустившись однажды на землю, Бог встретил по дороге Чуму.

"Куда идешь ты, проклятая?" — спросил Он.

"Я иду в город Дамаск, чтобы уморить там 5 тысяч человек".

Господь взял с Чумы клятву, что больше жертв не будет — но вскоре с негодованием узнал о вспыхнувшей в Дамаске эпидемии, погубившей 50 тысяч жизней.

"Что же ты наделала — ты же обещала?" — грозно спросил Бог у Чумы.

"Я сдержала свое обещание — и уморила только 5 тысяч. Остальные умерли от страха…"

Что касается боязни террористических актов, то соотношение реальных жертв и тех, кто страдает из-за опасений стать очередной жертвой, может быть еще больше. Что, в общем, показывает даже статистика, приведенная выше.

Во Франции от рук террористов погибло чуть больше полутора сотен человек, во взорванном российском самолете A321 — чуть больше двухсот человек, но запросы в интернете пишут уже тысячи людей.

А за такими страхами ведь стоят реальные проблемы. Кто-то боится выходить на улицу, спускаться в метро, находиться в людных местах. У всех таких несчастных развивается стресс — и потеря трудоспособности еще не главное его последствие. Могут ведь появиться или обостриться хронические заболевания, вроде язвы или стенокардии.

Ну, а представим себе, что таких боящихся граждан оказалось немало в одном месте — скажем, подземном переходе, супермаркете и т. д. И кто-то (не обязательно даже террорист) вдруг закричит: "Бомба!". Если бросившаяся к выходу толпа при этом никого не затопчет насмерть — можно считать, что всем крупно повезло. И никаких "смертников" со взрывчаткой не надо — перепуганные люди станут сами для себя и жертвами, и палачами.

Пока до такого в России, к счастью, дело не доходит. Но "терророфобия" уже приносит свои печальные плоды — то вокзал по звонку о "заминировании" эвакуируют, то какая-нибудь "кликуша" сообщит в соцсетях о "прибывших в Москву 17 террористах-смертниках". Правда, потом, отвечая на вопросы спецслужб, так и не сможет внятно объяснить, откуда взялась столь "убойная" информация — но дело сделано, в разгорающуюся панику подброшена очередная "порция горючего".

Чего нужно бояться

Мне вот хочется спросить — многие помнят, сколько в России ежегодно погибает людей в ДТП? Больше 25 тысяч человек! Кстати говоря, в сотни раз больше, чем при авиаперелетах — самом безопасном виде транспорта.

И что, все, кого угнетает "неспособность самим обеспечить безопасность" от террористической атаки, находятся в лучшем положении, скажем, на остановке автобуса — когда рядом на сверхмощном "Феррари" едет пьяный "мажор"?

А есть же еще обычные преступники: грабители, убийцы, насильники, маньяки

Но к этим опасностям все уже давно привыкли. А потому и не обращают на них внимания — как моряки-"подводники" не думают каждую секунду, что они находятся на большой глубине, и на корпус судна давит огромная толща воды.

Ну так зачем же зацикливаться на страхе террора, жертв от которого меньше на порядки, чем даже в автоавариях? Как по мне, то такая боязнь — это классическая фобия.

Фобий существует огромное количество. Боязнь замкнутого пространства (клаустрофобия), пространств открытых (агорафобия), грязных рук (верминофобия) — и прочее. Абсолютно беспочвенными их не назовешь — в лифте можно застрять, подхватить инфекцию и т. д. Но вероятность этого крайне мала, а потому нормальные люди такие опасности в своей жизни не учитывают.

То же самое можно применить и к "терророфобии" — учитывая вышеприведенную статистику.

Так что, к боязни террора нужно относиться просто философски — этого вполне достаточно, чтобы сохранять хорошее настроение и самообладание, даже в ситуациях, когда СМИ рисуют картины "террористического апокалипсиса".

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру