Создание исламского лагеря для взрослых в Татарстане

Лагерь отдыха на Волге - исламская угроза?

Отметим, что в Татарстане власти выступили с весьма любопытной инициативой о создании семейного мусульманского лагеря отдыха, в котором летом будут отдыхать дети, а во все остальное время — взрослые. Не обойдется, естественно, и без подробного изучения норм шариата. Об инициативе заявляется весьма официально, однако не таится ли здесь какой-то угрозы?

Как сообщило информагентство "Татар-информ", в селе Ташевка Верхнеуслонского района Татарстана в ближайшее время появится семейный мусульманский лагерь отдыха. Вообще, подобные конфессиональные учреждения для детей-мусульман в России, в том числе и в упомянутой республике, не редкость.

Первоначально лагерь в Ташевке также планировался как детско-летний. Но в последний момент его организаторы, во главе с мухтасибом (высшим духовным лицом города) Казани Мансуром Джалялетдином, посчитали, что ограничиваться только летним сезоном и только юным поколением не следует. И решили сделать этот отдых всевозрастным и всесезонно-круглогодичным.

"Сейчас при многих мечетях республики работают лагеря для детей. Почему бы не дать возможность расслабиться и поправить здоровье взрослым? Там и питание, и оздоровительные процедуры, и отдых будут соответствовать нормам шариата", — рассказал Мансур хазрат корреспонденту "Татар-информ".

По словам организаторов, этот уникальный, не имеющий аналогов в России, проект запланирован как общероссийский. Остановка пока только за финансированием, которое ожидается от спонсорской помощи "богатых мусульман". Начинание уже получило одобрение властей республики, выделивших под лагерь земельный участок.

Что, казалось бы, подобной инициативе в наше бездуховное время можно только радоваться. Тем более, что в России многие религиозные объединения занимаются организаций конфессиональных лагерей отдыха. Преимущественно детского, правда — как, например, во многих епархиях РПЦ.

Читайте также: Украинский "Хизб ут-Тахрир" Крым точит

Тем не менее определенное беспокойство все же возникает. Именно исходя из вышеперечисленных тезисов организаторов "семейных лагерей". Начнем с "уникальности" этой задумки. Уникальная она только для России — и то с оговорками. Потому что, например, на Северном Кавказе "исламских лагерей для взрослых" более чем достаточно. Правда, действуют они нелегально и готовят там преимущественно будущих "шахидов".

Да-да, конечно, это все "извращения правильного ислама" и умеренному духовенству российских духовных центров с таким экстремизмом не по пути. Только ведь, положа руку на сердце, можно ли называть "извращениями" такое понимание мусульманства, которое является официальным, скажем, в Саудовской Аравии и в ведущем (очень авторитетном в исламском мире) каирском университете Аль-Азхар? Блестящим подтверждением чему и стали недавние кровавые события в Египте, когда сползание страны в радикальный фундаментализм остановило только прямое вмешательство армии. В то время как подобные настроения поддержала добрая половина населения, то есть, с учетом немалого количества местных христиан, большая часть египетских мусульман.

Традиции "воспитания по шариату" сильны и в Европе. Итогом чего является не только замкнутость значительной части общин эмигрантов из стран исламского мира, но и не всегда мирное их сосуществование с окружающими людьми. Начиная с издевательств над немецкими школьниками в школах с преобладающим "мусульманским" контингентом до требования молодежных активистов к рыночным торговцам убрать из продажи свинину и другие "незаконные" товары и продукты, не соответствующие нормам шариата, в одном из южнофранцузских городов.

Потому что если самые фундаменталистские прочтения православия требуют максимум носить женщинам длинные юбки и не смотреть по телевизору "развращающих" передач, то исламское религиозное законодательство куда более всеобъемлюще. Тут не только пищевые и "одежные" запреты, но и фактическое запрещение мусульманкам выходить замуж за "неверных", и разрешение на многоженство, воспитание мужьями своих "благоверных" с помощью рукоприкладства, "упрощенная" процедура развода и т. п. Кстати, многие из таких норм, мягко говоря, не соответствуют российскому законодательству.

Читайте также: За деревьями парка Гизи усмотрели Ататюрка

А ведь ташевский "семейный лагерь" задуман как круглогодичный. Между тем дети во все сезоны, кроме лета, учатся в школах, то есть в остальное время там будут отдыхать лишь взрослые. В идеале — из мусульманских общин всей России.

Допустим, инициатива задумана как раз для того, чтобы, наоборот, заполнить определенный вакуум знаний о своей религии правильным ее пониманием, чтобы создать надежную "прививку" против возможного экстремизма того же "шахидского" толка. Но если для этой цели используются, например, школьные уроки "Религиозной этики" (на которые, кстати, записывают своих детей две трети мусульман — в разы больше, чем формально православные), то там все более-менее ясно. Зарплату учителям платит государство, оно же (естественно, в сотрудничестве с богословами и священнослужителями разных конфессий) контролирует и излагаемые программы.

А вот "семейный лагерь" в Татарстане хоть и "получил благословение" местных властей, но будет функционировать на частные пожертвования "богатых мусульман". Заметим, их национально-государственная принадлежность не уточняется. То есть, это могут быть российские граждане, а могут… Да хоть шейхи из той же Саудовской Аравии или других купающихся в нефтедолларах эмиратов. Тем более, что пожертвования для такой "религиозной НКО" можно организовать и по цепочке, начальное звено которой определить будет весьма сложно.

А ведь фундаментальный принцип любой организации: "Кто платит — тот и заказывает музыку". Кстати, на следующий день после публикации об организации "семейного лагеря" на сайте "Татар-информ" появилась новость об ожидающемся приезде в республику 30 "хафизов" (знатоков Корана) из Турции, где ислам, конечно, в целом не столь радикален, как в уже упоминавшихся Египте и Саудовской Аравии, но в последнее время тоже активизировался.

Читайте также: Когда религия играет последнюю роль

Это во времена безраздельного господства Ататюрка и сторонников светских реформ тамошнее исламское духовенство стало фактически "госслужащими", на зарплате у государства. Но ведь уже с начала нынешнего тысячелетия "ататюркисты" в Турции терпят поражение за поражением — зато при власти все эти годы находятся последовательные исламисты Реджепа Эрдогана. Который, между прочим, начинал свою политическую деятельность в откровенно экстремистcкой организации мусульманского толка.

В заключение хочется сказать, что автор статьи искренне желает, чтобы все описанные здесь опасения на деле оказались беспочвенными. Однако опыт создания "взрослого лагеря по Шариату" (фактически — центра его изучения и применения на практике), как говорят сами его организаторы, является уникальным. Так что, наверное, в этом случае более, чем актуально вспомнить о старой пословице: "Семь раз отмерь — один отрежь". Причем "отмерять" следует не только богословам и имамам, но и государственным структурам соответствующего направления.

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить