В нынешнем обществе бомжей избегают, боятся и ненавидят

"Ты виноват уж в том, что дурно пахнешь"

В ночь на 15 августа этого года в Калуге произошло зверское убийство бездомного. Компания старшеклассников проводила время в парке у Вечного огня. Молодежь развлекалась тем, что распивала водку и закусывала ее димедролом. Неподалеку от подростков спал бомж. Пьяные подростки, обнаружив бездомного, придумали себе новое развлечение. Сначала они тушили об него сигареты. Затем один из компании, юноша 17 лет, достал откуда — то бутылку с воспламеняющейся жидкостью. Он облил этой жидкостью тело бездомного, а затем поджег. Спящий человек превратился в живой факел.

Подростки смотрели на горящего бомжа и смеялись. Когда зрелище им надоело, они разошлись. На следующий день бездомный, которого утром доставили в больницу, умер. Врачи зафиксировали на его теле 60% процентов ожогов.

Об этом происшествии в понедельник сообщило большинство российских информагентств. Факт был не нов, как и сами бомжи на российских улицах.

Читайте также: Молодежь начала охоту на бомжей

Бездомные люди для очень многих россиян перестали быть людьми. Бомжей избивают, режут, теперь стали сжигать заживо. Вина бомжей заключается в том, что от них дурно пахнет и они живут в теплотрассе или на вокзале.

Ситуацию с отношением к бездомным "Правде.Ру" прокомментировал Илья Кусков, сотрудник Синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, руководитель мобильной службы помощи бездомным (Фонд "Помощник и покровитель"). Эксперт работает с бездомными много лет.

"Люди плохо знают, почему кто-то попадает на улицу. Зачастую сознанием россиян владеют передачи и статьи, рассказывающие о бездомных так: они пьяницы, бездельники, бродяги, преступники. В обществе принято считать, что у бездомных нет ни образования, ни культуры.

Нужно знать, почему человек стал бездомным. Страна деградирует, в ряде регионов нет работы. В ряде бывших республик СССР то же самое или еще хуже. Люди в поисках лучшей доли едут в Москву и другие крупные города России. Часто заканчивается все плохо: их обманывают, лишают документов, а то и жизни. Нужно дать больше правдивой информации о жизни бездомных, тогда изменится и отношение к ним. Неправда, что человек стал бомжем из — за пьянства. Многие из них начали пить уже после того, как попали на улицу, иначе там не прожить. Думаю, если общество будет стараться помогать бомжам вернуться к нормальной жизни, давать им жилье, работу, то проблема с бездомными будет решаться. Сейчас общество сторонится бездомных и испытывает к ним агрессию. Что и приводит к случаям, подобным недавнему убийству бомжа в Калуге. Бомжи, видя равнодушие общества к своим проблемам, сами идут на преступления".

Исполнительный директор Фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка сказала корреспонденту "Правды.Ру": "Люди стали ненавидеть бомжей, потому что забылась главная христианская заповедь: возлюби ближнего своего, как самого себя. Бездомный в сознании большинства — существо второго сорта, само виноватое в своих бедах".

Обозреватель "Правды. Ру" как-то обсуждал с одним москвичом заявление мэра Читы А. Д. Михалева насчет отстрела бомжей. Собеседник сотрудника издания прокомментировал слова мэра так: "Михалев по-своему прав. В своих проблемах бездомные виноваты сами. Они балласт на теле госбюджета". И продолжил: "Бомжи мне мешают, всем мешают, потому что вонючие и грязные. Работать не хотят, пьют. Из — за пьянства их и не пускают в ночлежки". В общем, молодой москвич был солидарен с мэром Читы. Может быть, читинский градоначальник Анатолий Михалев и в самом деле пошутил насчет отстрела, но сам москвич сказал все всерьез.

И так, как он, думают сейчас многие. В России большинство считает, что с бездомными "нечего возиться". У государства на социальные нужды и без того нет денег. Бомжей нужно убивать. Это будет на пользу и государству, и самим бомжам. Государство избавится от лишней головной боли, а бомжи — от страданий жизни на улице. Нужно немного: расширить полномочия государственных органов и ввести изменения в законодательство.

Читайте также: За министерскуюVIP-авариюответитбомж

В европейской истории примеры узаконенного убийства бездомных уже были. В период правления Генриха VIII в Англии было повешено за бродяжничество 72 тысячи человек, одна сороковая часть населения страны. При внучке Генриха VIII, королеве Елизавете I, количество повешенных за бродяжничество составило уже 90 тысяч человек. В каждом английском городе или поселении можно было увидеть виселицы со вздернутыми на них бродягами. Тела казненных иногда оставляли висеть в назидание другим. В итоге, решить проблему бездомности, бродяжничества и уличной преступности тогдашней Англии так и не удалось.

Законы, по которым бродяжничество каралось каторгой и смертью, получили в Европе именование "кровавых". Хотя, надо сказать, так с бродягами разделывались не только в Европе, но и в странах Латинской Америки, причем уже в просвещенном ХХ веке. В Бразилии не считалось предосудительным убить беспризорного ребенка. В первой половине века они буквально заполонили страну. И далеко не все из истребляемых бездомных детей были виновны в кражах и грабежах. Эта ситуация описана в книге Жоржи Амаду "Генералы песчаных карьеров".

Европейская беспризорность воссоздана другим писателем — Чарльзом Диккенсом. Помимо беспризорных детей во главе с Оливером Твистом, Диккенс описал так называемые работные дома, созданные после того, как казни были признаны неэффективной мерой. Нищие и бродяги предпочитали скорее умереть, чем попасть туда. А количество бездомных в Британии не уменьшалось. Параллельно с ростом промышленного производства, в Соединенном Королевстве росло число нищих и бродяг.

Сравнивать нынешнюю Россию с "туманным Альбионом" того времени в прямом смысле не стоит. Параллель была проведена, чтобы увидеть исход утопии об отстреле. В России может получится как в Англии XVI или XVII века. В Британии во время публичной казни очередного бродяги такие же бездомные воришки срезали у зевак кошельки, а на место казненного приходило сразу десять живых бродяг.

Массовые расстрелы делают исполнителей казней психически больными людьми. Это прекрасно понимали даже в гитлеровской Германии. Нужно не поспешно ликвидировать последствия, а минимизировать причины. То есть, не допустить рост притока на российские улицы еще большего количества бомжей.

Читайте также: Парад мошенников: кредит для бомжа

С тем бездомным людом, который находится на улицах сейчас, нужно много и долго работать: ставить на учет, лечить, давать крышу над головой и т. д. Естественно, что без государственной и общественной поддержки успеха такой работе не видать. Российские благотворительные организации, работающие с бездомными, много раз в этом убеждались.

Чиновники много раз ставили палки в колеса филантропам. В конце 2010 года сотрудники префектуры ЦАО Москвы высказали претензии Елизавете Глинке, исполнительному директору "Справедливой помощи". Чиновники ЦАО запретили Доктору Лизе ставить возле Павелецкого вокзала фургоны с горячей едой, одеждой и пунктом первой помощи. Доктор Лиза тогда зафиксировала в своем ЖЖ особенно "понравившиеся" ей выражения чиновников: "Что Вы есть, что Вас нет, для нас не имеет значения", "Вы кормите и плодите их дальше, а потом они в подъезды идут".

Особенно запомнилась Елизавете Глинке следующая фраза: "Они идут к Вам. А почему к нам не идут, в отдел соцзащиты населения ЦАО?". Доктор Лиза приготовилась к худшему, но с помощью огласки в СМИ ситуацию удалось нормализовать.

В начале 2011 года к фонду "Справедливая помощь" пошли претензии насчет парковки служебного автобуса: по мнению чиновников, машина мешала движению по Пятницкой улице. Не радовал чиновников и бездомный контингент "Справедливой помощи". Бомжи приходят в подвальчик на Пятницкой каждый день, с утра до вечера. Кому -то нужна одежда, кому — то медицинская помощь. Сотрудники фонда помогают бомжам всегда, и бездомный люд Москвы об этом знает. Но вид оборванных и грязных бомжей не радует москвичей. Некоторых московских чиновников — тем более.

Вмае2011годаиз—за претензий чиновниковприостановил свое многолетнее социальное служение храм Косьмы и Дамиана в Столешниковом переулке Москвы. Начиная с 90 -х годов, в этом храме кормили и помогали бездомным. К храму стекался бездомный люд всего центра Москвы. Волонтеры службы "Милосердие" оказывали всем нуждающимся медицинскую и психологическую помощь и при возможности возвращали людей к нормальной жизни. По свидетельствам волонтеров, один бывший бездомный сейчас живет и работает во Франции. Другой стал кинематографистом, принимает участие в международных кинофестивалях.

Читайте также: Бомж-художник грабил могилы артистов

То, что в храме Косьмы и Дамиана оказывают помощь, знает практически любой бомж столицы. Там накормят, даже если от тебя несет перегаром и у тебя нет справки о санобработке. Выслушают, поймут и помогут. Но московские власти увидели проблему в другом свете. В центре Москвы должна быть всегда идеальная чистота, и никаких бомжей. Храм Косьмы и Дамиана должен заниматься своим прямым делом, церковными службами. Кормить бездомных нужно в другом месте. Например, на окраине, а лучше всего — в Подмосковье.

В самом храме сочли, что чиновники, когда выносили решение, не захотели вникнуть в суть проблемы и реально взгялнуть на ситуацию. "Допустим, если нам выделят помещение на окраинах города, то и туда будут приезжать обедать. Приезжать общественным транспортом. Но из метро и автобусов бомжей выгоняют!". Надеяться, что с прекращением кормления из центра столицы исчезнут бомжи — неумно. "Бомжи не уйдут из центра, потому что тут милостыни больше. А вот горячей еды и лекарств тут больше не получат", — сказал один из волонтеров в мае корреспонденту "Нескучного сада".

Настоятель храма, протоиерей Александр Борисов, надеется найти компромисс с властями столицы. По его словам, чиновники уже готовы к диалогу.

Как бы то ни было, в храме Косьмы и Дамиана правы. Бездомные с улиц столицы никуда не денутся. Каждый год многотысячная "бездомная Москва" пополняется новыми "жителями". Во всероссийском масштабе бездомных россиян миллионы. У каждого бомжа — своя личная история бедствий. Кто-то провел полжизни "на зоне", кто — то стал жертвой "черных риэлторов", кто — то в разгар кризиса завяз в долгах и продал квартиру. Армию бомжей пополняют и мигранты из стран бывшего СССР: таджики, киргизы, узбеки, украинцы, молдаване. Не получив за свой труд денег и лишившись паспорта, они оказываются на улице. Ехать на родину с пустыми руками захочет не каждый. В том же Таджикистане такой "возвращенец" будет только лишним едоком в семье.

Читайте также: Неосторожный росчерк пера, и вы — бомж

Есть и так называемые "бомжи — романтики". Они едут в другой город, потому что туда в буквальном смысле "глядели их глаза". Романтика дороги и большого города многим стоила долгих лет на улице, утраченного здоровья и личностной деградации. Многие поплатились за такую "романтику" своей жизнью.

Немного о том, как заканчивается "бездомная" жизнь. Если органам полиции не удается найти родственников умершего бомжа, то его хоронят в могиле с номером. Зачастую — в общей могиле, поскольку кладбищенская земля стоит больших денег. Порой сотрудники моргов поступают проще. Они отдают тела бомжей в мединституты для практики или опытов. Если тело бомжа ни на что не годно, то его сжигают.

Обозреватель "Правды.Ру" когда-то был волонтером службы милосердия. Врачи "Скорой помощи" часто относятся к бездомным, как к людям, которым уже невозможно помочь. Бригада "неотложки" с большой неохотой поедет помогать бомжу, путь он даже будет умирать. Волонтеры у докторов со "Скорой" вызывают сочувственную усмешку: "еще одни сердобольные нашлись".

В "прежней жизни" эти люди были разными. Улица и бездомная жизнь сделали их одинаковыми: грязными, дурно пахнущими, голодными и больными. Они стали бомжами. Но не перестали быть людьми.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Обсудить