Закрыт завод по переработке мусора в Красноярске

Свалки вытесняют заводы по переработке мусора

В Красноярске закрыт завод по сортировке мусора. Его убытки составили 60 миллионов рублей. Мусоропереработчики являются прямыми конкурентами тех, кто де-факто владеет российскими свалками, и проигрывают в этой борьбе. Создание государством удобных для переработчиков правил игры является ключевым фактором успешного развития крайне непрозрачной отрасли.

В Красноярске закрыт запущенный два года назад завод по сортировке мусора. Рассчитывая на поддержку властей, бизнес инвестировал в экологически важную для региона переработку. Однако заваливать землю мусором оказалось дешевле и выгоднее, чем обеспечить рентабельность хотя бы одного звена в системе комплексной переработки мусора.

Инвесторы вложили в проект 70 миллионов рублей, а убытки единственного в регионе мусоросортировочного завода составили 60 миллионов. В связи с этим хозяева предприятия решили остановить свою деятельность, сообщает Сибирское агентство новостей.

Завод занимался извлечением из покупаемых отходов бумаги, пластика и металла, которые затем продавались за пределы региона. Заложенная мощность предприятия — до 100 тысяч тонн отходов в год.

"На свалках за приемку мусора берут около 32 рублей за кубометр", — говорит заместитель генерального директора "Строй плюс" Евгений Мальчиков. Завод же для выхода на прибыль должен брать в два раза больше — порядка 70 рублей.

Рентабельность заводов подрывает также отсутствие системы первичной сортировки мусора населением, которая значительно снижает затраты аналогичных производств на Западе. К обеспечению первичной сортировки можно было бы активно привлекать малый бизнес, и успешные примеры подобного рода уже есть. Но не стоит забывать о том, что мусоропереработчики являются прямыми конкурентами тех, кто уже давно и плотно сидит на грязном бизнесе и де-факто владеет российскими свалками.

Читайте также: Мусорный вопрос быльем порос?

В СССР великолепно работала программа многократного использования стеклянной тары. За бутылки получали не более 20 копеек, но надо смотреть на реальные блага, которые можно было получить за эти копейки. На тот момент — это три-четыре талончика на проезд в общественном транспорте. Неплохо, с одной-то бутылочки. А их в средней семье собиралось десятки в месяц.

Поэтому для рачительного и таким образом ресурсосберегающего покупателя был явный материальный стимул. Работала практически изжитая сейчас возможность потреблять товар без платы за упаковку.

На Западе наложили на производителя обязанность собирать 80 процентов от объема реализованных в торговле упаковок. Тогда-то и стало понятно, что выпускать, например, пиво в стеклянных бутылках выгоднее, чем в пластиковой таре, которую и собрать проблематичнее.

Кстати, законодательное обеспечение возможности введения утилизационных сборов для производителей и импортеров некоторых категорий товаров сейчас обсуждается.

У нас же все больше товаров, особенно напитков, продается в пластиковой упаковке или в пластиковых бутылках (ПЭТ, ПЭТФ), которая не разлагается в земле.

В Красноярске семья в среднем платит за вывоз твердых бытовых отходов чуть больше 90 рублей в месяц. В этом сибирском городе насчитывается примерно 300 тысяч квартир, то есть коммунальщики получают в месяц порядка 27 миллионов рублей за вывоз мусора. В год сумма куда значительнее — более 320 миллионов рублей, подсчитали "Вести.ру". Проще говоря, компания, вывозящая мусор на свалку и сбрасывающая его там, зарабатывает гораздо больше той, которая нацелена на его переработку. При таких стартовых цифрах и фактах переработчикам нужно создавать особые условия.

У нас закапывается практически 100 процентов отходов. В странах ЕС хорошим считается показатель в 20 процентов. Дело в том, что в среднем почти 40 процентов ТБО (твердых бытовых отходов) состоит из макулатуры, пластмасс, стекла, металла, то есть является вторичным сырьем. Именно его выделение из массы мусора и подготовка к дальнейшей транспортировке на переработку являются основными задачами сортировочных заводов.

Переработка в РФ находится в зачаточном состоянии. По данным Cleandex, на начало 2010 года в России насчитывалось четыре мусоросжигательных завода, пять мусороперерабатывающих заводов, 39 мусоросортировочных комплексов. Однако эффективность отрасли в целом выглядит удручающей. К тому же, строить необходимо комплексные перерабатывающие производства. Отдельно стоящие мусоросжигательные заводы — это экономическая дурость и экологическое преступление.

По оценкам экспертов, коэффициент использования шин составляет всего восемь процентов, полимеров — пять процентов, а макулатуры — 40 процентов. Объем ежегодного образования бытовых отходов в России составляет более 40 миллионов тонн, из которых 35 процентов пригодны для переработки во вторичное сырье.

Российские рынки вторсырья имеют следующие характеристики: макулатура — 260 миллионов долларов, полимерные отходы — 110 миллионов долларов, стеклобой — 26 миллионов долларов (коэффициент использования — 35 процентов), изношенные шины — 19 миллионов долларов.

Читайте также: В Северной столице откроется новый мусороперерабатывающий завод

Интересно, что в Красноярске скоро должен быть запущен еще один мусоросортировочный завод, мощность которого существенно выше закрывающегося предприятия — 700 тысяч тонн в год. При этом город, по официальным данным, оставляет после себя намного меньше отходов. Более того, в обозримом будущем планируется открытие и еще одного завода на 350 тысяч тонн.

Связано ли закрытие красноярского завода с конкурентной борьбой на этом рынке, сказать сложно. В июне "Ростехнологии" и "Единая Россия" объявили о создании "национального оператора по обращению твердых бытовых отходов городских округов, промышленных отходов предприятий ГК "Ростехнологии" и третьих лиц".

Но пока данное объединение присутствует только на бумаге. Хотя создание государством удобных для переработчиков правил игры является одним из ключевых факторов успешного развития крайне непрозрачной отрасли и повышения ее экологической и экономической эффективности.

Некоторые подвижки происходят и в других регионах. На территории Свердловской области собираются создать целый технопарк по утилизации муниципальных отходов. В нем будет производиться "альтернативное твердое топливо", построена мини-ТЭЦ на синтез-газе. Также в планах запустить производства по утилизации органических, медицинских и других отходов. Завод по мусоропереработке планируется построить и в Уфе.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Анатолий Мирановский
Анатолий Мирановский — журналист, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру