В 1987 году на Филиппинах погибло 4345 пассажиров парома

В океанах свирепствует "человеческий фактор"

Недавняя катастрофа с платформой "Кольская" навела на грустные мысли. Пропавшими без вести по-прежнему считаются 37 человек. Вспоминается и затонувшая летом "Булгария" с более чем сотней погибших. Но сегодня, 20 декабря, есть повод вспомнить и самую крупную морскую катастрофу мирного времени. В этот день в 1987 году на Филиппинах вместе с пассажирским паромом сгинуло 4345 человек.

Конечно, в военное время были потери и покруче, достаточно вспомнить тот же немецкий пассажирский лайнер "Вильгельм Густлов" — после торпедирования его советской подводной лодкой погибло, по разным оценкам, от семи до девяти тысяч пассажиров. Но филиппинский пассажирский паром "Донья Пас" погиб не во время боевых действий, он канул в глубины без всякой войны. Причем море в момент его гибели было совершенно спокойным. Сыграл роль "человеческий фактор".

Пожалуй, это не только самая крупная морская катастрофа в мирное время, но и одна из самых страшных. В свой последний рейс паром вышел как раз 20 декабря 1987 года. Около 22 часов того же дня в районе острова Мариндуке паром столкнулся с танкером "Вектор". От удара паром разломился пополам. А 8000 баррелей нефти с танкера тут же воспламенились, начался сильнейший пожар.

Поверхность воды превратилась в настоящий океан пламени! Многие пассажиры "Донья Пас" не захотели оставаться на борту накренившегося горящего парома и предпочли прыгнуть за борт. Эти несчастные очутились прямо в горящей нефти. Конечно, их сразу охватило пламя, которое не могло погасить даже полное погружение под воду.

Очень может быть, что нырнувшие предпочли просто быстро утонуть вместо того, чтобы в мучениях сгорать заживо. Однако часть пассажиров осталась на борту. Может быть, они питали слабую надежду на быстрое появление пожарных судов, которые потушат пожар и снимут их с горящего парома. Но этим отчаянным надеждам не суждено было сбыться: все оставшиеся на пароме потонули вместе с ним.

И, возможно, те, кто был на опускающемся на дно судне, задохнулись от удушающего дыма раньше, и им не пришлось умирать в полном сознании. Многие члены экипажа танкера "Вектор" тоже очутились в воде, и некоторые остались на плаву, зацепившись за плавающие обломки. Как гласят многочисленные интернет-источники, в этой катастрофе выжили только 26 человек.

А вот по поводу количества погибших идут споры до сих пор. Некоторые эксперты предполагают, что 4345 человек — это еще не все. Эта цифра возникла так: филиппинские полицейские, расследуя обстоятельства катастрофы, взяли количество проданных билетов и прибавили к ней количество членов экипажа. Но вот то, что на пароме могла оказаться еще не одна тысяча "зайцев", во внимание принято не было. А ведь ездить на любом транспорте без билета — это что-то вроде национального филиппинского спорта…

Читайте также: Трагедия "Курска": закономерная случайность?

Паром был построен в Японии в 1963 году и несколько лет успешно эксплуатировался там же, совершая рейсы с Хонсю на Хоккайдо. В те времена он был предназначен для перевозки 608 пассажиров. Но вот его купила филиппинская компания — и на нем стали перевозить в несколько раз больше пассажиров! Понятно, что судно было перегружено катастрофически… И прямое столкновение с танкером лишь ускорило его гибель.

Так или иначе, тела тысяч пассажиров так и не были найдены. Примерно триста трупов выбросило на берег в течение нескольких последующих дней. Все они, по сообщениям филиппинских властей, были частично объедены акулами.

В общем-то, до сегодняшнего дня неизвестно в точности, почему все-таки в ту ночь накануне рождественских праздников в районе Филиппин столкнулись "Дона Пас" и "Вектор". Некоторые источники, правда, указывают, что одной из главных причин катастрофы стала неопытность ученика матроса, который управлял судном в момент столкновения. То есть и тут налицо пресловутый "человеческий фактор".

Кстати, прошло восемь часов, пока филиппинские морские власти узнали о катастрофе, и еще восемь часов понадобилось для организации поисков и спасательных операций. Организация, однако — полнейшая безалаберность и опять же "человеческий фактор"…

Читайте также: В деле "Булгарии" поставлена точка

Судоходство в этом районе всегда было сложным и опасным. Здешние воды имеют долгую историю трагедий, причиной которых бывало и пренебрежение правилами судоходства, и некомпетентность, и "толчея" на морских путях, и низкий уровень навигационного и радиолокационного оборудования, и наличие судов, представляющих опасность. Наберите в любом поисковике "катастрофа, паром, Филиппины" — и у вас выскочат десятки, если не сотни аварий с паромами в этом районе мирового океана.

Вы думаете, что вышеописанная катастрофа хоть чему-нибудь научила бравых филиппинских мореходов? Как бы не так. Например, 21 июня 2008 года пассажирский паром "Звездная принцесса", принадлежащий филиппинской морской компании, внезапно накренился и перевернулся вблизи побережья во время мощного тайфуна Фенгшен. Погибли более 800 человек…

Впрочем, и в других странах пассажирские суда подвергаются опасности, причем главную опасность почти всегда представляет человек за штурвалом или за штурманским столиком. 26 сентября 2002 года сенегальский паром перевернулся в шторм вблизи побережья Гамбии в Западной Африке, убив 1800 человек. 21 мая 1996 года затонул паром в озере Виктория в Восточной Африке, погибло более 800 человек.

28 сентября 1994 года паром "Эстония" затонул во время шторма в Балтийском море на пути из Таллина в Стокгольм, погибло 852 человека. Большинство пассажиров были скандинавами, тогда как большая часть команды были эстонцами. 16 февраля 1993 года перегруженный паром затонул между двумя местными портами в Гаити, количество погибших оценивается в 500-700 человек. 25 мая 1986 года около 600 человек погибли, когда затонул паром на реке Мегна в Бангладеш.

Читайте также: "Булгария": виновата не техника, а люди

31 августа 1986 года советский пароход "Адмирал Нахимов" столкнулся с торговым судном "Петр Васев" и затонул недалеко от Новороссийска в Черное море, на глубине 47 метров. Он находится на грунте до настоящего времени. Из 1234 человек (по официальным данным) 423 человека погибли, около 64 человек до сих пор остаются внутри корпуса судна. И это лишь несколько строк из трагического списка погибших в морских катастрофах. И, увы, главная причина почти всех трагедий — тот самый "человеческий фактор". Очень может быть, что со временем эксперты назовут причиной недавней гибели платформы "Кольская" в Охотском море тоже именно его…

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить