Витиеватые перипетии телефонного спама

Не успела уйти в относительное небытие проблема почтового спама, как у населения появилась новая головная боль — телефонный спам. Доходит порой до откровенного абсурда и неэтичности. Например, есть случаи того, как находчивые рекламодатели рассылали людям СМС-сообщения, внизу которых значилась подпись "Мама". Получатели таких сообщений возмущены.

Как пишут местные СМИ, текст SMS гласил примерно следующее: "Дорогая, экономь деньги, звони (далее был указан номер диспетчерской службы), до меня доедешь за 80 рублей. Жду!". Многие жители Ижевска были возмущены рекламным ходом службы такси, считая ее неэтичной. Суть в том, что SMS получили и те жители, у которых уже нет в живых родителей, и даже те, кто воспитывался в детских домах. В результате возмущенные горожане предлагают бойкотировать службу такси, которая решила таким способом повысить свой "рейтинг" и набрать побольше клиентов.

Вообще, согласитесь, массовые СМС-рассылки стали уже достаточно привычным делом. Теперь приходится довольно часто чистить свои мобильники от такого рекламного спама. Но, конечно, порой приходят и весьма интересные сообщения и предложения. И еще одно наблюдение: электронный спам, представляющий из себя электронные письма с "левых" почтовых адресов, все-таки начинает уменьшаться из-за специальной грамотной деятельности почтовых интернет-серверов, а вот спам мобильный типа рекламных SMS, которые вы не ждали и не хотели, увеличивается…

Точной статистики по этому вопросу нет, но общими словами можно сказать примерно так: рекламными рассылками пользуется большинство мобильных операторов. Законна ли такая деятельность операторов, а если незаконна, то как с ней бороться?

Читайте также: Образ идеального покупателя на Западе

Ситуацию комментирует "Правде.Ру" кандидат юридических наук, член Международной ассоциации адвокатов Игорь Васильевич Шмидт:

"По-моему, нельзя считать, что даже рекламная SMS-рассылка — это однозначно плохо, поскольку иногда в ней бывает и полезная информация. Вопрос только в том, в каких случаях и почему она превращается в спам, да и вообще насколько законно использование этой технологии в маркетинговых целях? Ответ на этот вопрос, как выясняется, совсем не столь однозначен, как это может показаться на первый взгляд. Особенность статьи 18 Федерального закона "О рекламе" в том, что недопустимым является распространение сообщений без согласия на их получения абонента или адресата. В законе о рекламе спам, конечно, назван незаконным, однако только в том случае, если распространение рекламы и набор номера идет без участия человека, программными средствами. Однако уже в том случае, когда выборку пользователей связи для рекламной рассылки делает оператор, SMS-рассылка закона уже не нарушает (Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 31 марта 2009 года номер 15732/08). Очевидно, что в дальнейшем законодательство в области SMS-рассылок будет совершенствоваться, но сейчас рекламодатели могут воспользоваться пробелами в праве и массово рекламировать свои услуги на мобильные телефоны граждан. Таким образом, сама по себе массовая SMS-рассылка не является незаконным средством рекламы, а становится таковым только тогда, когда она распространяется среди тех, кто ее получать не желает. В моей адвокатской практике был такой реальный случай, очень показательный. Женщина из Санкт-Петербурга постоянно получала на свой сотовый телефон SMS-сообщения о рекламных акциях компании по производству и установке пластиковых окон. Причем сообщения приходили с совершенно "левого", скрытого номера. Как-то раз возмущенная женщина двинулась в эту самую компанию, узнав ее адрес и рабочий телефон (кстати, не сотовый, а стационарный), вломилась к директору и закатила скандал. Тот сделал круглые глаза и пояснил, что в последний год его фирма вообще никакой рекламы не дает — заказов и так много. Начали разбираться с помощью правоохранительных органов. Выяснилось, что массовую рассылку от имени компании организовал молодой человек, который уволился из нее некоторое время назад. Что-то вроде мести… Причем делал он SMS-рассылку не через мобильного оператора, а через свой домашний компьютер, через специальную программу. Мстительного молодого человека оштрафовали, а также изъяли у него, так сказать, "орудие преступления", то есть компьютер. Что касается рекомендаций для тех, кому надоели спамеры, то не стирайте пришедшее вам рекламное сообщение и обратитесь в местное отделение Роспотребнадзора. Специалисты сами "вычислят", с ресурсов какого именно мобильного оператора пришло сообщение, и проведут разбирательство. Помните: законной является только та рассылка, на которую вы дали согласие!"

Кстати, для улучшения своих позиций при судебных спорах многие операторы включили пункты о возможности рекламы в стандартные договоры об обслуживании. Написаны они обычно мелким шрифтом, поэтому большинство граждан до их прочтения не доходит. Поэтому не удивляйтесь, если кроме звонков от родственников и друзей, начнут приходить и рекламные SMS. Коды отключения рекламных SMS, для каждого оператора разные, в случае чего их можно найти на их корпоративных сайтах.

Ну, а что же делать тем, кто законно собирается использовать SMS-рекламу в продвижении своего бизнеса? Отправляйтесь к мобильному оператору и устанавливайте с ним договорные отношения. Имеет смысл в самом первом сообщении рассылки спросить, желает ли адресат получать ее впредь. Если согласия не получено, то дальнейшая рассылка в этот адрес будет считаться незаконной. Кроме того, нужно иметь в виду, что рассылка на адрес человека, давшего на нее согласие, должна быть прекращена по первому его требованию. То есть в ваших сообщениях должна быть предусмотрена функция технического отказа от рассылки.

Читайте самое интересное в разделе "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить