Закон об отмене "нулевого промилле"

"ПДД, где не будет ни сватьев, ни братьев"

10 июля Совет Федерации одобрил отказ Государственной Думы от "нулевого промилле". Так что история под названием "выпил кефир — не садись за руль" близка к благополучному завершению. Законопроект направлен на подпись главе государства. Если отмену "нулевого промилле" одобрит и президент, закон вновь начнет учитывать погрешности алкотестеров.

Законопроект первого зампреда Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслава Лысакова был внесен на рассмотрение еще 15 октября 2012 года. В итоге закон с новой цифрой (эквивалентной прежним 0.32 промилле) был одобрен и в Думе, и в Совете Федерации.

Сам Вячеслав Иванович замечает, что в законе, готовящемся вступить в силу, нет ни слова о промилле. И ни слова о том, что водителю можно "немножко" выпить. "Введение возможной суммарной погрешности (0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха), — объясняет депутат, — позволит отделить клинически трезвых водителей от тех, кто употребляет спиртные напитки при вождении автомобиля. Подчеркиваю, это не допустимый уровень алкоголя в крови, не максимально допустимая концентрация алкоголя, это именно возможная суммарная погрешность. Почти прежняя. В старых терминах — 0,32 промилле.

Пить за рулем по-прежнему нельзя. В поправке к законопроекту написано: употребление алкогольных, наркосодержащих, психотропных веществ запрещено. Пить нельзя ни грамма. Никакого послабления не будет. Ответственность только усилится. Но в результате введения учета суммарной погрешности мы сможем не наказывать невиновных.

Сейчас, к сожалению, есть пьяные и признанные пьяными. То есть люди, которые не пили. Если человек не пил, то и наказывать не за что".

Читайте также: Страсти по нулю, или Нужны ли нам промилле?

Известный адвокат Людмила Айвар поддерживает возвращение к нормам о ненулевом промилле, еще в 1968 году установленным Международной Венской конвенцией о дорожном движении: "Наверное, когда отменили промилле, это было неоправданно. Сейчас все вернулось на круги своя. Потому что прежде чем включить в закон максимальный размер промилле, возможный для управления транспортным средством, над этим работали и ученые, и юристы, и медики, и психологи. Пришли к выводу о том, что человек может управлять автотранспортным средством при определенной степени алкогольного опьянения. С моей точки зрения, эту степень и алкогольным опьянением назвать нельзя. Алкогольное опьянение — это состояние, когда человек перестает управлять своими действиями, словами и т. д. А то количество промилле, которое сейчас разрешили, свидетельствует о том, что человек либо выпил кефир не первой свежести (в котором гораздо больше промилле, чем в свежем кефире), либо выпил кружку кваса (в жару), либо съел черного хлеба (в котором, кстати, тоже есть алкоголь).

Опасно, когда человек садится за руль в таком состоянии, в котором он неадекватен в отношении своих поступков и не соизмеряет свои действия с возможной опасностью. Он не может предотвратить ситуацию при наступлении опасности, не может среагировать вовремя на перебегающего дорогу пешехода или на свои неуклюжие движения. И поэтому, очевидно, причиняет вред тем, что в неадекватном состоянии садится за руль.

Поэкспериментировали — отменили промилле. И пришли к тому, что это было бессмысленно. Количество ДТП, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, не уменьшилось, а, напротив, увеличилось. Поняли, что от того, выпил ли человек чуть-чуть или не выпил вообще, ничего не изменилось. И пришли к тому, с чего начинали — вернули промилле.

Может быть, рано или поздно вернем переход на летнее и зимнее время. Его отмена совершенно ничем не обусловлена и, оказывается, невыгодна. В отмене промилле тоже не было ничего положительного. Годами советские и западные ученые работали над этим. За рубежом разрешается определенное количество промилле, о чем говорит Венская Конвенция, в числе участников которой и Россия.

Только когда человек совершает правонарушение (административное или уголовно наказуемое), обязательно нужно определять, находится ли он в состоянии алкогольного опьянения. В части 6 статьи 264 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" (т.е. совершение ДТП) есть квалифицирующий признак — состояние алкогольного опьянения, при котором деяние (при наличии погибших) карается до 9 лет лишения свободы (максимально — до 7 лет). В такой ситуации, конечно, нужно учитывать, был ли человек в состоянии алкогольного опьянения при совершении административного и уголовно наказуемого деяния".

Закон, который должен вступить в силу уже 1 сентября, включает в себя не только возвращение "ненулевого промилле". Трезвого водителя защищают от погрешности алкотестеров — а нетрезвому автомобилисту в случае встречи с ГИБДД придется заплатить 30 тысяч рублей и лишиться прав на срок от полутора до двух лет. Санкции ждут не только пьяных, но и их родственников и друзей: тот, кто передал свой автомобиль нетрезвому гражданину и разрешил "покататься" на нем, понесет наказание наравне с пьяным водителем. Штрафные санкции будут точно те же. Если нетрезвый водитель не взял с собой права, его ждет административный арест на срок от десяти до 15 суток (или штраф 30 тысяч рублей для тех, кто не может быть арестован). Вторая встреча пьяного автомобилиста с инспектором ГИБДД обойдется уже не в 30, а в 50 тысяч рублей. Права могут отобрать на срок до трех лет. Те же меры будут применять и к хозяину автомобиля, не сумевшему отказать нетрезвому человеку в просьбе покататься.

Вместе с изменением предельно допустимого промилле меняются и границы административных штрафов: нижняя планка поднимается от 100 до 500 рублей, верхняя — с 5 тысяч до 50 тысяч рублей. Срок давности для привлечения к административной ответственности увеличивается до года.

Читайте также: Л. Айвар: По нашим судам можно ходить вечно

Ряд санкций, вводимых "законом о ненулевом промилле", касается других нарушений ПДД. За превышение скорости на 40-60 километров в час водитель заплатит штраф от 1 тысячи до 1,5 тысячи рублей (за повторное нарушение — от 2 до 3 тысяч рублей). За превышение на 60-80 километров в час — от 4 до 6 тысяч рублей (за повторное нарушение автомобилист заплатит 10000 или лишится прав на год). Тот, кто превысил скорость на 80 километров в час, выплатит штраф в размере 5 тысяч рублей — или на 6 месяцев расстанется с правами (при повторном превышении санкции ужесточаются вдвое).

Проезд по обочине станет дороже в 3 раза (1,5 тысячи рублей вместо 500). Стоимость разговора по мобильному телефону за рулем (без hands free) возрастет в 5 раз (1,5 тысячи рублей вместо прежних 300). За проезд на красный свет водителя ждет штраф в размере до 1 тысячи рублей. За повторное игнорирование сигналов светофора в течение года автомобилист может заплатить уже 5 тысяч рублей и при этом лишиться прав на срок от четырех до шести месяцев.

Пешеходу, нарушившему правила дорожного движения, с 1 сентября тоже придется платить. Максимальный размер штрафа составит 500 рублей. Трезвых велосипедистов и водителей мопедов ждут санкции от 200 до 800 рублей, пьяных — от 1 до 1,5 тыс. рублей.

"Я поддерживаю все сегодняшние инициативы в дорожной политике: и повышение штрафов, и установку камер видеонаблюдения, которые будут фиксировать нарушителей правопорядка на дорогах, — говорит Людмила Айвар. — Это очень важно: вместо того, чтобы увеличивать стоимость бензина, лучше штрафовать тех, кто не выполняет правила игры. Кто считает, что он умнее всех, наглее всех, безответственнее всех и ему за это ничего не будет. Должна быть полностью компьютеризированная система, которая не знает ни про сватьев, ни про братьев, ни про родственников, ни про друзей. Нарушил — заплати. И штрафы должны быть такими, чтобы человеку в следующий раз неповадно было припарковаться на тротуаре, развернуться через две сплошные или превысить скорость движения".

Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"

 

Автор Екатерина Алтайская
Екатерина Алтайская — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить