Торседорос - крутильщик сигар

Торседорос – "отец" самых лучших сигар

Настоящий профессионал ценится в любой работе, но некоторые специалисты поистине уникальны. И дело здесь не только в исключительном опыте и особых навыках, которые мастер за годы приобрел самостоятельно. Главное — это особый характер производимых вещей, скажем, товары редкого спроса, элитная продукция. К такому виду изделий относятся в том числе и сигары — особым образом свернутые листья табака, настоящие, ароматные, вкусные, придающие значительность имиджу. Делает сигары мастер-торседорос, а лучшие они, конечно, на Кубе.

Всем известно, что табак был привезен в Европу Колумбом после открытия Америки, а сигары появились в Старом Свете уже после завоеваний конкистадоров. Считается, что именно воинственные испанцы придумали не резать высушенные табачные листья на мелкие кусочки, а заворачивать их во много слоев, в форме узкого цилиндра с закругленными концами. Первая фабрика по производству сигар была построена на Кубе в 1541 году.

Местные плантаторы имели целый штат торседорос, потому что в те времена все сигары были, что называется, ручной работы. Платили мастерам тогда немногим больше, чем обычным батракам, а некоторые торседорос были и вовсе сами из рабов. Со временем в Испанию стали массово экспортировать не только сами сигары, но и сырье для них — коричневые, высушенные на почти экваториальном солнце табачные листы.

Читайте также: Певец и кормчий: гондольер

Курительный товар начали делать и на континенте — сигары, которые скручивались в Испании, даже получили собственное название "севиллы", по названию города Севилья, где их в основном и сворачивали. Такая "сигарная монополия" Испании продолжалась вплоть до 1817 года, когда благодаря королевскому декрету Куба получила возможность самостоятельно торговать с внешним миром. С этого момента и началась слава кубинских сигар и, конечно, местных торседорос.

Процесс изготовления сигар практически не изменился с XVI века. Правда, лет сто пятьдесят назад появились машины, которые сейчас работают автоматически и выпускают до 90 процентов всех сигар в мире. Но такая продукция, по словам знатоков, не может конкурировать с сигарами ручной работы, в которые каждый торседорос вложил свой талант и искусство. Да-да, самых лучших крутильщиков не случайно уважительно зовут "мастерами".

Фото: AP

Начинается процесс создания сигары с тщательного отбора табачных листьев: по цвету, плотности и степени влажности. Пересушенные листы специально смачивают водой — для придания необходимой гибкости. Из листьев перед резкой и скручиванием удаляют лишние стебельки и жилки — они могут испортить вкус сигары. И вот тут начинается таинство.

Мастер складывает несколько листьев друг на друга слоями, формируя очертания будущей сигары. Листья размещаются особым образом — каждый складывается в несколько раз в длину или пополам, по типу книжных страниц, после чего их скручивают. Теперь это уже сигара, правда, без покровного листа. Для придания ей нужной формы торседорос укладывает ее в специальную ячейку, которая соответствует размеру сигары. В эту своеобразную пресс-форму мастер помещает всего десять заготовок и оставляет на час. Затем следует заключительный этап изготовления сигары — ее завертывают в покровный лист.

Внешнюю оболочку для сигары выбирают с особой тщательностью—ведьпонейклиентформируетсвоепервоевпечатлениеотоваре. Опытные мастера-кустари делают поверхность сигар или глянцевой, или немного бархатистой, а хитрые фабричные технологи добавляют на оболочки сигар особые масла, усиливающие аромат табака или придающие продукту запах кофе, вишни, коньяка… Однако завод — заводом, а опытный торседорос за день может руками свернуть до 150 качественных сигар!

Получившиеся изделия взвешивают, измеряют их диаметр и длину. По этим параметрам сигары классифицируют и отправляют сушиться: в особом шкафу они проводят порядка двух недель. Данная технология производства сигар считается общепринятой, и мастера лишь немного варьируют отдельные стадии процесса.

Получающиеся в итоге сигары разделяют на сорта, которые носят звучные и всемирно известные названия: "Коиба", "Боливар", "Монтекристо", "Ромео и Джульетта", "Черчилль", "Робусто", "Корона" и десятки других.

Говорят, что настоящему мастерству торседороса можно научиться лишь на сигарной фабрике на Кубе. И это действительно так! Хотя сигары делают сейчас и в Майами, и в Доминикане, и на Гаити, лучшие — кубинские. Именно торседорос с Острова Свободы заслужили наибольшую известность, причем не только качеством продукции, но и своими рекордами.

Так, именно кубинский мастер изготовил самую длинную в мире сигару. Произошло это в 2003 году. Из трех килограммов табачных листьев торседорос Хосе Кастелар за пять часов свернул "Гавану" длиной 14,8 метра! По подсчетам мастера, из этого великана вышло бы до 800 обычных сигар. Ранее этот же торседорос свернул 11-метровую сигару, которую выставил в витрине своего магазина. Попав в Книгу рекордов Гиннесса, Кастелар заявил, что не собирается останавливаться на достигнутом: он скоро свернет и 20-метровую сигару.

Читайте также: Откуда есть пошли американские ковбои

Фото: AP

Знамениты кубинские сигары и своей ценой. Этот товар ручной работы по праву считается эксклюзивным и относительно легко покупается туристами только на фабриках. Экспортеры же завышают цену в десятки раз! Кстати, самая дорогая сигара в мире тоже кубинская — Cohiba Behike. Она была выпущена к 40-летнему юбилею марки "Коиба" в количестве всего лишь четырех тысяч штук, а в Старом Свете коробка, в которой лежит 40 таких сигар, стоит 15 тысяч евро.

Сигары курят во всем мире, причем если на Кубе и в Латинской Америке это могут себе позволить буквально все, то за океаном неспешное, с наслаждением, выкуривание сигар — удел людей респектабельных. В списке поклонников этого вида табака известные имена: Уинстон Черчилль, Марк Твен, Фидель Кастро, Че Гевара, Саддам Хуссейн, Майкл Джордан, Арнольд Шварценеггер, Джон Траволта и еще многие и многие мировые знаменитости.

В чем же главный секрет профессии торседорос? Наверное, у каждого мастера он свой. За годы обучения, — а навыки ремесла постигаются кандидатом не менее десяти лет, — эти люди вырабатывают свой собственный стиль, иногда уже на этом этапе обзаводятся клиентами и находят будущее место работы. Говорят, что есть несколько торседорос и в Москве, но кто они, мы не знаем. Вряд ли это заезжие кубинцы, скорее — наши соотечественники, освоившие основы старинного экзотического ремесла. Вот только кубинский табак в нашей стране не растет…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Максим Кондратьев
Максим Кондратьев — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить