Столичные власти ставят на "понаехавших"

Мигрантов приглашают ассимилироваться

Старый знакомый, купивший квартиру в столичной новостройке, пожаловался: его пятилетний сынишка заговорил на непонятном языке. Оказалось, малыш освоил язык одной из кавказских национальностей — почти все квартиры в подъезде куплены "выходцами с гор". Как, впрочем, и во всем доме. Видят ли в этом столичные власти проблему и как собираются ее решать?

Что с этим делать, мой знакомый не представляет. Мальчик, выходя гулять во двор, сталкивается с ребятишками, которые по-русски почти и не говорят. Надо отметить, соседи у моего знакомого люди исключительно интеллигентные, образованные, вежливые. В семьях множество детей, которые дисциплинированы и культурны. Так что претензий-то вроде ни к кому и ни к чему быть не должно. Подумаешь, приехали порядочные люди в Москву, нашли работу, свой родной язык не забывают…

Читайте также: Бизнес США защищает нелегальных мигрантов

Проблема? Конечно! Еще пару лет назад власти Москвы подготовили и приняли концепцию межнациональных отношений в столице. Документ, подготовленный комитетом межрегиональных связей и национальной политики столицы, был официально озаглавлен "Концепция реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве". В ней звучит призыв к созданию городской и общегражданской идентичности.

Признавая наличие проблем с мигрантами и их адаптацией, авторы акта рассчитывают, что Москва станет "городом национального успеха России в XXI веке". Они признают, что "в обозримом будущем миграция может стать единственным источником восполнения естественной убыли населения", а "прирост численности населения Москвы до 2025 года будет сопровождаться сокращением трудоспособного населения". И, что интересно, никаких сомнений в этом нет — москвичам, несмотря на разнообразнейшие льготы, как бы "разонравилось" рожать. Впрочем, такая же картина и во всей России — приезжих в любом населенном пункте у нас больше, чем новорожденных.

Обозначается и проблема национальных анклавов, формирующихся в Москве. Так, авторы концепции отмечают, что "в некоторых сообществах недавних мигрантов проявляется тенденция к формированию замкнутой, изолированной от общемосковской, субкультуры".

В области информационной политики от журналистов авторы концепции требуют "соблюдения этических норм в вопросах освещения межэтнических отношений", укрепления имиджа Москвы "как города межрелигиозной толерантности" и контроля со стороны полиции за упоминаниями в СМИ о национальности правонарушителей. В принципе, этот документ до сих пор выполняется, особых нарушений не наблюдается.

По данным Международной организации по миграции, в России работают в основном выходцы из Узбекистана (25 процентов), Таджикистана (16 процентов), Украины (11 процентов), Киргизии (7,5 процента), Грузии (6,2 процента) и Молдавии (5,5 процента), а общее их количество в 2011 году составляло 18,2 миллиона. Миграция из Белоруссии усилилась в связи с памятным финансовым кризисом в 2011 году. Ситуацию комментирует "Правде.Ру" кандидат социологических наук, доцент Сергей Юрьевич Юрлов:

"На днях попались на глаза результаты довольно интересного социологического исследования. Его авторы попытались выяснить, чего же мы ждем от мигрантов, в первую очередь трудовых, и чего они ждут от нас.

Так вот, никто из опрошенных русскоговорящих россиян не ответил фразой типа "пусть убираются к себе домой". Ничего похожего на "Россию для русских". Ответы были куда интереснее. Общее требование простое, понятное и очевидное: чтобы они жили здесь по нашим законам, государственным и социальным. Что еще? Чтобы ни количественно, ни качественно не слишком бросались в глаза. Чтобы они были отдельными людьми какой угодно национальности, а не национальной группой.

Механизм прост: чем лучше говорит по-русски выходец из Средней Азии или, скажем, кавказец, тем лучше к нему относятся, чем чаще общается он не только со своими соплеменниками, тем меньше его считают за инородца. То есть основное требование — ассимиляция.

Но и основная масса мигрантов хочет примерно того же: ассимиляции и встроенности в русский миропорядок. Они не против! Мигрантская среда неоднородна, и не столько по национальном составу, сколько по отношению к своему пребыванию в России. Есть три группы, весьма различные по своему статусу.

Первая — те, кто видит свое будущее только в России. Это группа состоит как из тех, кто приехал в Россию еще в советское время, так и из тех, кто перебрался к нам в 1990-е. Многие приезжали сначала на заработки, но постепенно прижились здесь и в итоге перевезли сюда свои семьи. Некоторые из них завели семьи в России, в том числе женившись на русских, и именно здесь родили своих детей.

Читайте также: ФМС объявила войну "этническим гетто"

Вторая группа — те, кто ориентирован на дальнейшую жизнь в России, но еще крепко связан с родиной, имеет там семью. Третья группа — те, кто приезжает сюда только на заработки и воспринимает свою российскую жизнь как временную. В общем-то, основная масса мигрантов свое будущее видит как будущее в России.

Так что многочисленные национальные диаспоры, которые существуют и в Москве и в других крупных и не очень городах, все-таки делают свое дело: координируют деятельность по ассимиляции мигрантов в российскую жизнь!.

Но ни один ученый, депутат или чиновник так и не дал до сих пор ответа на вопрос: что делать, если приезжих в наших городах станет больше, чем коренного населения? По-видимому, ответ может прозвучать уже не в России, а в каком-то другом государстве…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить