В центре Москвы меняют асфальтовые тротуары на плиточные

Страсти по московской плитке

Асфальтовое покрытие столичных тротуаров сейчас меняется на плиточное. Начали с территории Садового кольца, опыт будет продолжен и в остальных округах столицы. Соответствующее распоряжение мэр Москвы издал в конце марта. Примерно с этого времени в столице разгорелись "плиточные страсти".

В конце февраля 2011 года столичная мэрия обсуждала состояние московских тротуаров. Сергей Собянин, пройдясь в конце рабочей недели по центру столицы, сказал, что главная беда московских тротуаров — его асфальтовое покрытие.

"У нас около 90 процентов тротуаров покрыто асфальтом, летом он плавится, осенью имеет непрезентабельный вид. Дайте свои предложения по улучшению покрытий тротуаров. А то иногда люди сами прокладывают свои тропинки, так называемые народные тропы", — московский градоначальник высказал свое предложение в присутствии чиновников мэрии.

Мэра Москвы знают как человека дела. Соответствующие департаменты городской администрации сразу взялись за работу. Решение нашлось почти тотчас. Петр Бирюков, заместитель мэра по вопросам благоустройства, предложил мэру Москвы пойти по европейскому пути — заменить асфальт тротуарной плиткой. Было решено начать с территории Садового кольца, а потом распространить это нововведение на всю столицу.

Замена тротуарного покрытия будет осуществляться за счет статей столичного бюджета. Московский бюджет-2011 почти весь направлен на благоустройство дорог. По предварительным оценкам, смена асфальта на "плиточку" обойдется казне в 1,4 миллиарда рублей.

Читайте также: Замкнутый транспортный круг Москвы

Сразу после заявлений столичной администрации в интернете начались бурные обсуждения. С течением времени сетевая полемика только усилилась.

Мнения разделились. Противники "плиточки" ссылались на опыт зарубежья и других российских городов. Пользователь ЖЖ tam4444 написала: "Милые дамы, те из вас, кто часто ездит в Европу на шоппинг, знают, как тяжело ходить на каблуках по тамошней плитке. Если в Германии кривовато, то как же будет у нас?"

Пользователь под ником adenisenko далеко ходить не стал: "У нас в Перми на этой теме уже карманы нагрели — поменяли на центральных улицах. В гололед ходить невозможно. И зимой напряжно. Во-вторых, плитка изнашивается. Каблуками выбивается, дворники зимой ломают, когда снег сбивают — в общем, ее постоянно надо менять/ чинить/ латать. Что для кармана чиновников, конечно, плюс, но для жителей минус".

ЖЖ-юзер из Ростова-на-Дону сказал примерно то же самое и добавил: "В провинции давно уже эту фишку просекли. Во-первых, строится плиточный завод под патронажем семьи губернатора. Во-вторых, все фирмы обязываются замостить территорию плиткой, естественно, купленной у правильных людей. Конечно, и все муниципальные территории тоже. Плитка — золотое дно, ее каждый год менять можно. У нас в Ростове она за два года уже вся волнами-ямами пошла".

Москвич loshat-prez поделился опытом юга столицы: "На Варшавке около "Феррейна" (станция метро "Нагатинская") и Межпочтампта уложена плитка, всю зиму там был каток — жуткий, страшный, просто полированный ледяной убийца, сколько конечностей там поломано, не сосчитать!"

У инициативы мэра нашлось и немало сторонников. Претензии насчет женских каблуков и травматизма среди роллеров были отметены: "Что касаемо каблуков и роликов — если я правильно помню, Поклонка в Москве уже лет 15 назад была выложена плиткой. И роллеров там было полно всегда, и на каблуках ходили. Да и во многих городах плитка везде, в России и Европе, все нормально с ней. Вода на ней не задерживается, соответственно, и луж меньше, и льда тоже".

Комментаторы вспоминали "плиточный" опыт столичного мэра в Тюмени: "Я был в Тюмени — Собянин реально благоустроил город, и с плиткой получилось хорошо. Никакая она не скользкая под дождем, уложена плотно, так что на каблуках ходить можно спокойно"; "В Тюмени Сергей Собянин работал очень хорошо. Считаю, что с мэром Москве повезло". Сторонники плитки советуют критикам мэра "дать человеку поработать, а не возмущаться". По их мнению, дело не в плитке, а в том, кто ее кладет.

Обозреватель "Правды.Ру" связался с одним из производителей тротуарной плитки. В компании сказали следующее:

"Тротуарная плитка тоже бывает разная, как и бывают разные дороги. В каждом регионе дороги разные, а если говорить о Европе, то они вообще другие. Также и плитка бывает разная. Главное, из чего она сделана и как она сделана. Правильно, что ей заменяют асфальт. Главное, чтобы клали правильную плитку. Обычно в регионах берут по принципу "дешево и сердито". У нас было много обращений, но в итоге мало кто стал заказывать крупные партии. Потому что у нас дорогая брусчатка. Она качественная, хорошая, соответственно, и себестоимость у нее хорошая. Стараются брать побольше и подешевле. Дешевая плитка сделана из других материалов и прослужит недолго. Это все очень плохо".

Блогеры, с подачи некоторых СМИ, "прошлись" не только по мэру Москвы и "плиточной инициативе". Под удар попала супруга мэра. Ирину Собянину заподозрили в том, что тендеры на благоустройство подстроены под тюменские фирмы, которыми она якобы руководит.

Читайте также: Автомобильные дороги любой ценой

На прошедшем недавно круглом столе "Тротуарная плитка: мифы и реальность" была обнародована информация о фирмах, занятых столичной "плиточкой". Руководитель департамента жилищного хозяйства и благоустройства Москвы Андрей Цыбин рассказал, что в работу по благоустройству тротуаров включены восемь предприятий Москвы и Подмосковья. Тюменские производители, а тем более, супруга столичного мэра к благоустройству города не имеют никакого отношения.

В пресс-службе Департамента ЖКХ Москвы "Правде.Ру" сказали следующее: "Организации, выигравшие тендер, имеют право разглашать или не разглашать информацию на свое усмотрение. Известно, что один из таких заводов — московское предприятие ЖБИ-17". В департаменте обозреватель "Правды.Ру" узнал также, что каждой префектуре города дано право самой выбирать организации, которые будут заниматься плиткой. Сведения об участии в тендере Ирины Собяниной, как объяснили в департаменте, — не более чем досужие слухи.

В связи с ремонтом тротуаров москвичи стали жаловаться на возникшие многочисленные неудобства. Корреспонденты издательской группы "Эксперт" в конце июля прогуливались по центру Москвы. Журналисты увидели, что в районе Садового кольца и на Тверской улице некоторые участки тротуара просто срыты, и пешеходам приходится идти по проезжей части. А в тех местах, где рабочие укладывают плитку, тротуары перегорожены дорожно-строительной техникой.

Руководство столицы просит москвичей немного потерпеть. Эти трудности временные и закончатся не позднее 25 октября этого года. После замены асфальта на плитку облик улиц центра значительно улучшится. Более того, в огромном мегаполисе значительно улучшится экологическая обстановка.

По данным экологического мониторинга, загрязнение воздуха в центральной части города, имеющей большую площадь улично-дорожной сети, в среднем на 15-20 процентов выше, чем на других территориях города. В жаркие периоды года замена асфальта на плитку приведет к снижению примерно в полтора раза теплового воздействия от нагретого дорожного покрытия. Плиточные материалы, в отличие от тяжелых битумных фракций, из которых состоит асфальт, менее поддаются нагреванию и практически не дают испарений.

Москвичи пока терпят временные неудобства и ждут новые тротуары. Если тротуарная плитка приживется в центре столицы, то в будущем ею замостят тротуары по всей Москве.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Обсудить