Число радиослушателей в России стремительно падает

Русские отказываются от "счастливого СМИ"

Радио приносит британцам больше счастья, чем телевидение или интернет, — таковы результаты опроса "СМИ и здоровье нации", проведенного Бюро радиорекламы (Radio Advertising Bureau). В России же с каждым годом растет процент людей, в жизни которых совсем нет места для радио. Согласно недавним данным ВЦИОМ, радио слушают всего 60 процентов жителей РФ.

Мнение примерно тысячи британцев о том, что радио может в буквальном смысле осчастливить, не голословно, а подтверждено научным экспериментом, проведенным с помощью энцефалографа. У испытуемых при прослушивании радио были отмечены положительное воздействие на мозг и улучшение настроения.

Бюро радиорекламы предложило респондентам решить, какое именно средство массовой информации позитивнее других, какое эффективней других "повышает настроение и придает сил". Радио вырвалось вперед с большим отрывом — прослушивание передач и музыки делает британцев в два раза счастливее и в четыре раза энергичнее. По сравнению с ним телевидение приносит британцам в два раза меньше счастья, а интернет в три раза. При составлении данной статистики воздействие на население газет и журналов не учитывалось. Марк Барбер, директор по планированию Radio Advertising Bureau, с удовольствием подвел итог: "Можно сказать, что радио играет важную эмоциональную роль в жизни людей".

Интересно отметить, что в жизни россиян данный вид СМИ не играет никакой принципиальной эмоциональной роли. В России с каждым годом уменьшается число "фанатов". Согласно недавним данным, приведенным Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), радио слушают всего 60 процентов жителей РФ, в то время как всего лишь пять лет назад количество слушателей составляло 76 процентов. Из тех, кто не отказался от радио, 18 процентов стали посвящать ему меньше времени, а многие перестали интересоваться новостями в аудиоформате, оставив радио в своей жизни только для прослушивания музыкальных передач.

Перевес телевидения в новостном блоке очевиден — 92 процента россиян узнают о событиях именно по телевизору, 20 процентов получают информацию из прессы, 15 процентов — из интернета, радио на предпоследнем месте (12 процентов). На последнем — так называемое "сарафанное радио": шесть процентов опрошенных следят за окружающим миром по рассказам окружающих. Не исключено, что в течение ближайших лет радио плавно сместится на последнее место, поскольку сейчас слушать радионовости предпочитают в основном пожилые люди.

Как источник музыки радио в России уступает все тому же телевидению, телевидение лидирует с довольно большим отрывом — этот вид СМИ предпочитает половина опрошенных. В качестве пользователей аудиоконтента в данном случае выступают в основном мужчины средних лет.

Молодежь высказывает мнение, что лет через сто радио исчезнет совсем. В перспективность этого СМИ не верят три процента населения, из которых большая часть — юноши и девушки в возрасте до 20 лет. Судя по их комментариям, будущее за интернетом. Десять процентов согласны, что радио "сменится другим форматом передачи данных", но все же оставляют ему крошечную нишу для существования: "Его будут слушать только в машине". Тридцать три процента считают, что радио, скорее всего, останется востребованным, но оно изменится и станет более совершенным. И называться, наверное, это радио нового поколения будет по-другому. Только у 54 процентов россиян нет сомнений, что радио не потеряет актуальности и через сто лет.

Что же мешает населению России становиться в четыре раза энергичнее, следуя английскому примеру?

Во-первых, отсутствие времени. В РФ даже любители радио в возрасте 12 лет и старше, посвящают прослушиванию в среднем три часа в день. У жителейТуманногоАльбиона эти показатели намного выше. По данной государственной службы Ofcom, практически половину свободного от сна времени британец проводит, пользуясь средствами массовой информации. Типичный англичанин бодрствует ежедневно 15 часов 45 минут, из которых семь часов пять минут он тратит на "общение" с телевизором, радио, интернетом и телефоном.

Британцы младше 25 лет 9,5 часа в сутки держат включенными сразу несколько электронных устройств — и при этом не теряют интереса к старому доброму радио. Девяносто один процент населения имеет к нему доступ, вещает в Соединенном Королевстве почти 250 радиостанций на любой вкус. И популярность информационных радио — BBC и IBA — пока еще не сдает позиций, тогда как в России в первую десятку лидеров входят преимущественно музыкальные радиостанции, рейтинг которых ежегодно меняется практически до неузнаваемости.

Во-вторых, причиной отсутствия неземной любви россиян к радио является реклама. Эта особа однозначно выступает плохим посредником в отношениях между слушателем и радио. Хотя исследования холдинга ROMIR Monitoring говорят, что почти треть жителей РФ спокойно слушают рекламу по радио. Но большинство людей относятся к радиорекламе отрицательно.

На ее избыток жалуются даже те, кто привык слушать радио, занимаясь домашними делами или по дороге на работу, а многие просто вычеркивают радио из списка интересных им форматов медиа.

Татьяна, 30 лет, домохозяйка

Радио не люблю слушать из-за рекламы. Телевизор практически не смотрю, только фильмы и мультики на дисках. Из всех СМИ мне нравится интернет, потому что сама выбираешь, что смотреть, что читать и что слушать, а рекламу в интернете я просто блокирую. Очень люблю музыку, но чтобы формировать плейлист самостоятельно, задаю его — и занимаюсь своими делами, подпевая и пританцовывая. Допускаю, что интернет со временем вытеснит и радио, и телевидение, и книги, и театры — вообще все.

Настя, 23 года, фотограф

Радио меня бесит своим ненужным трепом и рекламой, телевизор включаю исключительно из-за музыкального канала, музыка звучит целый день. А новости, фотографии, общение, просмотр фильмов, чтение книг — это уже интернет. Мне кажется, скоро все перейдет в цифровой формат, и книги тоже, хотя мне больше нравятся бумажные варианты. Но не так важно, бумажные или электронные, лишь бы были, совсем без книг я не смогу.

Людмила, 53 года, учитель

В какой-то передаче незрячая пара, муж и жена, говорили, что для них более информативно телевидение, чем радио — вот и я телевизор не смотрю, он у меня только говорит. По сравнению с радио, действительно, информация более объемная, более полезная, но интернет вытесняет все. Он вытеснил книги — я читаю с экрана, и газеты с журналами больше не выписываю, хотя раньше ящик вечно был ими забит.

Мария, 40 лет, личный помощник

Я радио люблю. Телевизор вообще не включаю, а радио всегда играет. Чаще всего одна радиостанция, где я знаю всех ведущих, утренние шоу этой станции нежно люблю. Со временем, думаю, все СМИ, вместе с интернетом, как-то видоизменятся, образуют этакий симбиоз. Только мы, наверное, и не заметим, как это случится, — все произойдет постепенно.

Читайте также:

Радио "Свобода" вынесли предупреждение

"Би-би-си" завершает русскоязычное радиовещание

Сарафанное радио офисов

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Стелла Чиркова
Стелла Чиркова — писатель, журналист, колумнист, телеведущая *
Темы вциом
Обсудить